Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/812 от 07.12.2011

Налог на прибыль: расходы на создание аудиороликов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов сообщает следующее.

<…> организация осуществляет расходы на рекламу ее логотипа путем нанесения его на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж. Кроме того после нанесения логотипа на вышеуказанные предметы организация создает видео (аудио) ролики для показа (прослушивания) их на телевидении (радио).

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

 Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

 Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Таким образом, учитывая, что созданные видео (аудио) ролики транслируются через средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет-ресурсы, периодические печатные издания), считаем, что расходы, связанные с их трансляцией, могут учитываться для целей налогообложения в полном объеме на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Что касается расходов на рекламу логотипа организации, нанесенного на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж, то такие расходы могут быть отнесены к расходам на рекламу и учитываться для целей налогообложения в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Учет расходов на транслирование созданных видеороликов

Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вышеуказанные определения содержатся в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ.

Получается, что реклама может распространяться любым способом и с использованием любых средств, в частности, путем нанесения логотипа на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж, а также путем показа (прослушивания) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов.

Кроме того, Федеральный закон № 38-ФЗ содержит специальную статью, положения которой устанавливают особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (пункт 1 статьи 20 Федерального закона - 38-ФЗ).

Также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, изобретения, фирменные наименования и товарные знаки и знаки обслуживания.

Следовательно, логотип организации и видео (аудио) ролики, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации организации, признаются объектом рекламирования.

Учитывая данные обстоятельства можно сделать вывод, что размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, а также показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов признается рекламой.

Что касается налогового законодательства, то необходимо обратить внимание на положение подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), в соответствии с которым к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ. Отметим, что такие расходы учитываются для целей налогообложения в полном объеме. Среди них присутствуют расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Каких-либо иных положений в отношении учета расходов на рекламу главой 25 НК РФ не установлено. Поэтому необходимо руководствоваться только вышеуказанными нормами, которые необходимо применять с учетом статьи 252 НК РФ. Поскольку расходы на показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации, которые поименованы в абзаце втором пункта 4 статьи 264 НК РФ, то они могут быть учтены для целей налогообложения в полном объеме.

Что касается расходов на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, то следует обратить внимание на письмо Минфина России от 11.03.2004 № 04-02-05/4/4. В нем был сделан вывод, что расходы, связанные с размещением логотипа компании на экипировке участников спортивно-массовых мероприятий, могут учитываться для целей налогообложения. Однако из письма не представляется возможным выяснить, в каком размере данные расходы могут быть учтены.

В связи с этим следует сказать, что расходы на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже не поименованы в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ. Поэтому в полном объеме они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения. Однако, учитывая, что такие расходы все-таки относятся к рекламным, согласно положениям Федерального закона № 38-ФЗ, их можно учитывать для целей налогообложения на основании абзаца пятого пункта 4 статьи 264 НК РФ в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Аналогичного мнения придерживается ФАС Московского округа в своем постановлении от 17.03.2009 № КА-А40/1688-09. В данном постановлении речь шла о расходах организации на размещение ее логотипа и наименования на спортивной форме учащихся.

Главный специалист Д.В. Осипов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта