
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/94479 от 30.09.2025
НДС при приобретении в РФ у иностранных исполнителей электронных услуг через посредника
Вопрос: Организация (ООО) приобретает услуги в электронной форме у иностранных исполнителей, местом реализации которых признается территория РФ. Счета выставляются от иностранных исполнителей в адрес ООО. При этом оплата осуществляется через посредника, российское юридическое лицо, с которым у ООО заключен агентский договор, предметом которого является осуществление от своего имени за счет ООО действий по обеспечению оплаты в адрес иностранных исполнителей. Посредник предоставляет ООО отчет, в котором указывается дата осуществления оплаты в адрес иностранного исполнителя.
На основании п. 10.1 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, организациям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата НДС производятся указанными организациями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.
Таким образом, ООО, приобретающее у иностранного лица услуги, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в рассматриваемой ситуации, когда для осуществления расчетов с иностранным лицом привлекается посредник, осуществляющий платеж в адрес иностранного лица.
Каков момент определения налоговой базы для целей исчисления НДС в рассматриваемой ситуации, а именно: какой из нижеуказанных подходов является корректным:
- ООО обязано исчислить НДС на дату перечисления оплаты по счету иностранного исполнителя посредником в адрес иностранного исполнителя по курсу Банка России на указанную дату (с учетом положений п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ, п. 3 ст. 153 НК РФ, п. 12 Приложения к Письму ФНС России от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@);
- ООО обязано исчислить НДС на дату перечисления денежных средств в адрес посредника для целей оплаты счета иностранного исполнителя по курсу Банка России на указанную дату (с учетом разъяснений, представленных в Письме Минфина России от 11.06.2025 № 03-07-08/57510)?
Ответ: В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 06.08.2025, о сроке уплаты налога на добавленную стоимость российской организацией в качестве налогового агента в случае, если денежные средства за оказываемые иностранным лицом услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, перечисляются этой российской организацией через платежного посредника, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранного лица услуги, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, исчисляет и уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость, в том числе в случае, если для осуществления расчетов с иностранным лицом такая российская организация привлекает платежного посредника, осуществляющего платеж в адрес иностранного лица. При этом, поскольку денежные средства за оказываемые иностранным лицом услуги перечисляются российской организацией платежному посреднику, то обязанность по исчислению и удержанию налога на добавленную стоимость возникает у российской организации при перечислении указанных денежных средств в адрес платежного посредника.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



5
новых документов