Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/93982 от 29.09.2025

НДС при реализации цифровой валюты USDT (Tether/Тезер)

Вопрос: 28.06.2025 физическое лицо осуществило продажу цифровой валюты USDT (Tether/Тезер) индивидуальному предпринимателю согласно договору купли-продажи виртуального цифрового имущества за 918 руб. за 11,2851 единиц, что подтверждается платежным поручением от 28.06.2025 и договором купли-продажи, актом приема-передачи, подписанными ЭЦП продавца и покупателя, а также чеком по операции.

Далее 05.08.2025 по договору купли-продажи виртуального (цифрового) имущества индивидуальный предприниматель осуществил продажу купленной ранее цифровой валюты USDT (Tether/Тезер), но уже с наценкой другому физическому лицу за 936 руб. за 11,2851 единиц USDT (Tether/Тезер). Данная операция подтверждается платежным поручением от 05.08.2025 по договору и договором купли-продажи, актом приема-передачи, подписанными ЭЦП продавца и покупателя, а также чеком по операции.

Исходя из указанных выше операций у индивидуального предпринимателя возникла прибыль в размере:

936 руб. - 918 руб. = 18 руб.

В связи с чем:

- облагается ли НДС продажа или покупка USDT (Tether/тезер) с баланса индивидуального предпринимателя, если индивидуальный предприниматель находится на системе налогообложения ОСН;

- признается ли федеральной налоговой службой Российской Федерации USDT (Tether/тезер) как цифровая валюта с точки зрения Налогового кодекса РФ;

- в случае если нет, то к какой правовой сущности относит налоговый орган Российской Федерации указанный выше актив;

- достаточно ли закрывающих документов, подтверждающих проведение сделок покупки на баланс индивидуального предпринимателя USDT (Tether/Тезера), и документов, в частности скриншотов, подтверждающих продажу с баланса индивидуального предпринимателя USDT (Tether/Тезера), но уже с наценкой?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 15 августа 2025 г., и по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении операций с цифровой валютой сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации цифровой валюты не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

При этом понятие «цифровая валюта» Кодексом не определено.

В то же время в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Таким образом, реализация цифровой валюты, определение которой предусмотрено частью 3 статьи 1 Федерального закона № 259-ФЗ, налогом на добавленную стоимость не облагается.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

03 декабря

Сегодня для бухгалтера

5 новых документов

Календарь публикаций

Август 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x