
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/90080 от 16.09.2025
Как применить льготу по НДС ИП, работающим в общепите?
Вопрос: С целью верной трактовки и применения освобождения от НДС, согласования пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ требуются разъяснения:
- каким образом учитывать работников при определении среднесписочной численности при условии их неполного рабочего дня (как целые единицы или 0,5);
- учитываются ли при расчете среднесписочной численности работники, находящиеся в декретном отпуске, для применения данной нормы;
- необходимо ли для применения освобождения по вышеперечисленной норме иметь основной вид деятельности в ЕГРИП - 56 ОКВЭД;
- какие показатели среднемесячного размера оплаты труда учитывать при расчете, размещенные на сайте www.fedstat.ru, - данные региона, в котором осуществляется деятельность, или общероссийские данные?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 17 июля 2025 г., об определении индивидуальным предпринимателем показателя среднесписочной численности работников, используемого при расчете величины средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений, предусмотренной подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что на основании абзаца восьмого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг общественного питания, в том числе при условии, что за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год.
В целях применения абзаца восьмого вышеуказанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за указанный период на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам.
Величина средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, на показатель среднесписочной численности работников.
В целях заполнения формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее - форма № П-4) следует руководствоваться Указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 16 декабря 2024 г. № 647 (далее - Указания).
Таким образом, среднесписочная численность работников, по нашему мнению, рассчитывается в соответствии с Указаниями. При этом при определении среднемесячного размера выплат, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, для применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса может использоваться показатель среднесписочной численности работников, указанный в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



