
Постановление Арбитражного суда
№А56-106567/2024 от 15.07.2025
Как можно подтвердить целевое расходование средств?
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Алексеенко С.Н. судей Геворкян Д.С., Горбачева О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сизовым А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13918/2025) отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2025 по делу № А56-106567/2024
по иску открытого акционерного общества «Производственная фирма «КМТ» - Ломоносовский опытный завод»
к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решения
при участии:
от истца (заявителя): Ушаков А.Ю. по доверенности от 18.12.2024, Квасов Д.В. по доверенности от 15.01.2025,
от ответчика: Евтехова Т.В. по доверенности от 15.01.2025;
установил:
Открытое акционерное общество «Производственная фирма «КМТ»- Ломоносовский опытный завод» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт- Петербургу и Ленинградской области (далее – Отделение, страховщик, Фонд) о признании недействительным решения от 22.08.2024 № 78042470000096.
Решением суда от 20.04.2025 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, состоит на учете в органе социального страхования, является плательщиком страховых взносов.
Приказом Филиала № 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования № 104-Ф от 26.07.2021 страхователю разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сумму, включающую 885 174,5 рублей на приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) – перчатки и респираторы.
Перед принятием решения о финансовом обеспечении предупредительных мер Общество представило Фонду перечень приобретаемых СИЗ, а также количество и стоимости приобретаемых СИЗ.
Отделением в период с 15.05.2024 по 20.06.2024 проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
09.07.2024 по результатам проверки составлен акт №78042470000094.
В последующем, 22.08.2024 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение о возмещении излишне понесенных расходов № 78042470000096, согласно п.3 резолютивной части которого Фондом предложено страхователю возместить расходы, излишне понесенные Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов, сокрытия сведений и документов, влияющих на получение обеспечения по страхованию или на исчисление его размера, в сумме 885 174,50 руб., код бюджетной классификации 79711610040060000140.
Жалоба Общества на решение от 22.08.2024 № 78042470000096, направленная в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оставлена без удовлетворения.
Несогласие Общества с решением Фонда от 22.08.2024 № 78042470000096, послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу пункта 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик вправе принимать решение о направлении страхователям в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер в рассматриваемый период определялись Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом
Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Подпунктом г) пункта 3 Правил № 580н устанавливает, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, в том числе, подлежат расходы страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее - типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Согласно пункта 4 Правил № 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
С заявлением представляются: - план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам № 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования; - копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом г) пункта. 3 Правил № 580н для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Как следует из пункта 12 Правил № 580н страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.
В силу пунктов 13, 14 Правил страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое
обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Согласно пункту 15 Правил страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер.
В спорном решении от 22.08.2024 № 78042470000096 отражено, что Приказом Филиала № 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования № 104-Ф от 26.07.2021 разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сумму, включающую 885 174,50 рублей на приобретение СИЗ – перчаток и респираторов.
Таким образом, Фонду перед принятием решения о финансовом обеспечении предупредительных мер Общество представило перечень приобретаемых СИЗ, а также количество и стоимость приобретаемых СИЗ; документы приняты Фондом, достоверность информации в которых не поставлена под сомнение.
Документы, на основании которых Общество получило в 2021 году финансирование мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в акте проверки и решении от 22.08.2024
№78042470000096 не опровергнуты Фондом в отношении информации, на основании которой разрешено указанное финансирование.
Обществом предоставлены платежные документы на приобретение СИЗ конкретного количества и качества, указанные СИЗ приняты к учету. Использование целевого финансирования на нужды Общества, не связанные с приобретением СИЗ, материалами дела не подтверждено.
Приобретение спорных СИЗ (перчаток и респираторов) подтверждается предоставленными в материалы дела страхователем регистрами бухгалтерского учета: Ведомостями товаров на складах.
Закупленные СИЗ переданы со склада в производственный цех для непосредственного применения в производственном процессе на основании требований-накладных, оформленными в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Указанные операции отражены в регистрах бухгалтерского учета, предоставленными Обществом в материалы дела.
Материалами дела также подтверждается и Фондом надлежащим образом не опровергнуто, что приобретенные Обществом средства индивидуальной защиты (перчатки и респираторы), были выданы сотрудникам Общества в 2021 году. (л.д. 184-237).
Доводы Фонда о не предоставлении Обществом личных карточек учёта выдачи СИЗ, с целью установления фактического использования СИЗ работниками Общества, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку из положений пунктов 3, 10, 14 Правил № 580н, определяющих порядок оформления соответствующих документов для подтверждения финансирования предупредительных мер, направленных против травматизма, не следует обязанность по представлению в Фонд личных карточек учета выдачи СИЗ для подтверждения целевого расходования средств, выделенных Фондом.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает правомерными выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2025 по делу № А56-106567/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
