Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/40926 от 23.04.2025

Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО, заключенного по результатам торгов между региональным оператором и ИП, применяющим УСН и признанным плательщиком НДС с 01.01.2025

Вопрос: Согласно положениям Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 01.01.2025.

В случаях, установленных Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133), региональный оператор обязан провести торги на транспортирование ТКО в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом предусмотренных Правилами № 1133 особенностей.

Правомерно ли изменение цены контракта, сформированной по результатам торгов, на сумму НДС в связи с признанием индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС с 01.01.2025?

Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 6 марта 2025 г.,  Департамент налоговой политики с учетом позиции Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1133 (далее - Правила), торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

Следует отметить, что проведение торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу положений подпункта «ж» пункта 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие изменение и расторжение контракта.

Таким образом, вопросы, касающиеся возможности изменения цены контракта, заключенного в соответствии с положениями Правил, не являются предметом регулирования Федерального закона № 44-ФЗ и регламентируются положениями соответствующего отраслевого законодательства.

В отношении НДС, исчисляемого с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), отмечаем, что на основании положений Кодекса указанные организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 г.

В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

В случае если организации или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. такими организациями и индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

В связи с этим организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с 1 января 2025 г., при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса, если ими решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом данные организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА
Комментарий эксперта

Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО ИП, применяющим УСН с уплатой НДС с 01.01.2025

С 1 января 2025 года Федеральный закон 12.07.2024 № 176-ФЗ признал индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) с плательщиками НДС.

Это затрагивает все сферы деятельности ИП, в том числе и тех, кто...

Д. Афанасова, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

18 июня

Сегодня для бухгалтера

Календарь публикаций

Июнь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

————— Сегодня вступают в силу —————

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x