Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда
№А19-10863/2024 от 11.10.2024

Нужно ли платить страховые взносы с материальных выплат?

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2024 года (мотивированное решение изготовлено 02 августа 2024 года) по делу №А19-10863/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Управление Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Фурье, д. 1, далее – Управление, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 92, далее – ОСФР по ИО, ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 23.04.2024

№38012450000126 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2024 года (мотивированное решение изготовлено 02 августа 2024 года) по делу №А19-10863/2024 заявленные требования удовлетворены.

Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указывает, что материальная помощь, выданная работнику в связи со смертью родственника, не являющегося членом семьи, облагается страховыми взносами на общих основаниях в соответствии с п.1 статьи 20.1. Федерального закона № 125- ФЗ. Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами согласно п. 12 статьи 20.2 суммы материальной помощи оказываемой работодателями своим работникам, не превышающим 4000 рублей на одного работника за расчетный период. В данном случае фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов на суммы материальной помощи, оказываемой страхователем работникам в связи со смертью физических лиц, не являющихся членами семьи (согласно статье 2 Семейного кодекса РФ) в силу чего правомерно дополнительно начислены страховые взносы в сумме 51,50 рублей (25748,00*0,2%), штраф в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 26.29. Федерального закона № 125- ФЗ в размере 10,30 руб., а также пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в размере 7,38 руб. Таким образом, оспариваемое решение фонда является законным и обоснованным.

Управление Федерального казначейства по Иркутской области в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 17.08.2024.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОСФР по Иркутской области в отношении страхователя на основании статьи 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечислений) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.12.2023.

По окончании проверки составлен акт от 27.03.2024 №38012450000124, в котором отражены нарушения, выявленные в ходе выездной проверки.

Страхователем направлены возражения на акт проверки, которые не были приняты Фондом.

Решением от 23.04.2024 УФК по Иркутской области привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона № 125-ФЗ в виде штрафа в размере 10,30 руб., доначислена сумма страховых взносов в размере 51,50 руб., а также соответствующие пени в размере 7,38 руб.

Заявитель не согласился с указанным решением и обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона № 125-ФЗ страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем утвержден приказ от 04.04.2008 № 79 «Об утверждении положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим и работниками, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы УФК по Иркутской области» (далее – приказ от 04.04.2008 № 79).

Согласно приложению № 4 к приказу от 04.04.2008 № 79 «Положение о порядке выплаты материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим УФК по Иркутской области и работниками, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, УФК по Иркутской области» (в редакции приказов от 03.11.2009 № 335, от 17.06.2011 № 227, от 02.04.2012 № 169, от 20.11.2012 № 729, от 24.11.2017 № 743, от 08.12.2017 № 765) материальная помощь выплачивается на основании личного заявления и в пределах фонда оплаты труда в течение календарного года: гражданскому служащему – в размере одного оклада месячного денежного содержания, работнику – в размере двух должностных окладов (пункт 2); при наличии экономии по фонду оплаты труда материальная помощь может быть оказана в размере, определяемом в каждом конкретном случае руководителем УФК по Иркутской области, заместителем руководителя УФК по Иркутской области не более трех окладов месячного денежного содержания гражданским служащим и трех должностных окладов работникам, в том числе в случае смерти близких родственников гражданского служащего (работника) по его заявлению и при предъявлении копии свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство с умершим (пункт 3); решение о выплате материальной помощи оформляется приказом УФК по Иркутской области (пункт 4).

На основании личных заявлений сотрудников в феврале 2021 года Управление оказало единовременную материальную помощь в связи со смертью близких родственников на общую сумму 25 748 руб.:

-                                  15 598 руб. – материальная помощь гражданскому служащему в связи со смертью брата (приказ от 04.02.2021 № 53л/с);

-                                   10 150 руб. – материальная помощь работнику в связи со смертью бабушки (приказ от 18.02.2021 № 98л/с).

Выплаты произведены работникам по заявлениям, к которым приложены свидетельства о смерти родственника и документы, подтверждающие степень родства.

Пунктом 2 части 2 статьи 17 Закона № 125-ФЗ на страхователя возложена обязанность правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Пунктом 2 той же статьи Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона).

Как определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу пункта 3 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Пунктом 2 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2данного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона).

В рассматриваемом случае спорная выплата произведена работникам в связи со смертью близкого родственника (брата, бабушки).

По мнению фонда, поскольку брат и бабушка не являются близкими родственниками лица, в пользу которого произведена спорная выплата, такая выплата подлежит включению в объект обложения страховыми взносами с учетом пункта 12 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ в части, превышающей сумму материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, в размере 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.

Вместе с тем фондом не учтено, что спорная выплата произведена на основании пункта 3 приказа от 04.04.2008 № 79, согласно которому в случае смерти близких родственников гражданского служащего (работника) по его заявлению и при предъявлении копии свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство с умершим работодатель выплачивает сотруднику из фонда оплаты труда материальную помощь. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения, работникам учреждения и ее конкретном размере принимается на основании письменного заявления с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для выплаты. Материальная помощь, оказываемая руководителю учреждения, работникам учреждения, размерами не ограничивается.

Соответствие выплаты указанным нормам Положения материалами дела подтверждено.

Статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 14 СК РФ к близким родственникам относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Суд первой инстанции правомерно установил, что выплата материальной помощи сотруднику в связи со смертью брата и бабушки не может быть признана компенсационной выплатой согласно статьи 129 ТК РФ.

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов, в порядке, установленном статьей 20.1 Закона № 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в указанном Кодексе.

Выплаты социального характера, не предусмотренные трудовым договором, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

В рассматриваемом случае вместо заключения коллективного договора утвержден приказ от 04.04.2008 №79 «Положение о порядке выплаты материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим УФК по Иркутской области и работниками, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, УФК по Иркутской области» (в редакции приказов от 03.11.2009 № 335, от 17.06.2011 № 227, от 02.04.2012 №

169, от 20.11.2012 № 729, от 24.11.2017 № 743, от 08.12.2017 № 765), который регулирует осуществление социальных выплат.

Фондом не опровергнуто, что спорная выплата не гарантировалась трудовым договором, не носила систематического характера, не зависела от трудовых успехов работника, не исчислялась исходя из установленных оклада, тарифов, надбавок, периода трудового стажа и не являлась вознаграждением работника за исполнение трудовых обязанностей.

При таких установленных обстоятельствах у Фонда отсутствовали основания для доначисления Учреждению недоимки по страховым взносам на указанные суммы, начисления соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа, поскольку спорная выплата носит социальный характер, в связи с этим не может быть квалифицирована как оплата труда работника и, соответственно, отнесена к объекту обложения страховыми взносами.

Ссылка Фонда в апелляционной жалобе на пункт 1 статьи 20.1 и на пункт 12 статьи

20.2 Закона № 125-ФЗ не имеет правового значения, а доводы апелляционной жалобы основанные на неправильном толковании норм права подлежат отклонению.

Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка фондом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.

В силу части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

 

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2024 года (мотивированное решение изготовлено 02 августа 2024 года) по делу №А19-10863/2024 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Судья Д.В. Басаев


Судья Басаев Д.В.
Комментарий эксперта

Нужно ли платить страховые взносы с материальных выплат?

Страхователь смог оспорить в суде решение СФР о занижении облагаемой базы по взносам «на травматизм», не начисленным на суммы материальной помощи работникам в связи со смертью их близких родственников, не являющихся членами семьи.

...

А Дегтяренко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x