Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/4561@ от 18.04.2024
О земельном налоге в отношении принадлежащих некоммерческим организациям земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС и используемых в предпринимательской деятельности
Вопрос: О земельном налоге в отношении принадлежащих некоммерческим организациям земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС и используемых в предпринимательской деятельности.
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо об условиях применения налоговой ставки в отношении принадлежащих некоммерческим организациям земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), относящихся к указанному вопросу.
Кроме того, ФНС России не может подменять полномочия и решения нижестоящих налоговых органов, реализуемые (принимаемые) в рамках их компетенции по вопросам, касающимся исчисления земельного налога.
Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
При применении указанного положения Верховный Суд Российской Федерации неоднократно использовал следующую правовую позицию, о которой информированы налоговые органы <*>.
--------------------------------
<*> Письма ФНС России от 31.03.2023 N БС-4-21/3826@ "О налогообложении принадлежащих коммерческим организациям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530)", от 07.02.2024 N БС-4-21/1311@ "Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в IV квартале 2023 г., по вопросам налогообложения имущества", от 27.02.2024 N БС-4-21/2164@ "Об Определении Верховного Суда Российской Федерации по спору о применении налоговой ставки в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка в составе имущества паевого инвестиционного фонда".
Подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса, часть 2 статьи 3 Закона N 325-ФЗ).
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Следовательно, налогоплательщики - коммерческие организации, использующие соответствующие земельные участки как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п., не вправе применять пониженную ставку земельного налога, установленную в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
С учетом изложенного полагаем, что вышеперечисленные правовые позиции также могут применяться для определения налоговой ставки в отношении земельных участков, принадлежащих некоммерческим организациям, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, в случае, если указанные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»