Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
№№ Ф01-6474/2023 по делу № А28-10382/2022 от 03.10.2023

Разрешается ли в произвольном формате давать пояснения по НДС-декларации?

Арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу № А28-10382/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» (ИНН 4329017654, ОГРН 1154329000286) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301) о признании недействительным решения от 30.05.2022 № 2408, и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее — Инспекция) от 30.05.2022 № 2408 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее — Управление) от 14.07.2022 № 06-15/11361.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 требования общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» удовлетворены.

Дополнительным решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2023 произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на ее правопреемника — Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, в связи с отказом Общества от заявления в части признания недействительным решения Управления от 14.07.2022 № 06-15/11361 производство по делу в данной части прекращено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 по делу № А28-10382/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области — без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу № А28-10382/2022 отменить, вследствие нарушения норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований Общества.

Управление указывает, что нарушение формата предоставления сведений в силу прямого указания закона не может свидетельствовать о надлежащем выполнении налогоплательщиком возложенных на него обязанностей.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Управлению отказать.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Общества указал на законность принятых судебных актов, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Заслушав представителей сторон, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 25.10.2021 ООО «Арсенал» в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту — ТКС) была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года.

В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу направлено требование о предоставлении пояснений от 03.12.2021 № 43830. Указанное требование получено Обществом 13.12.2021.

Пояснения по требованию от 03.12.2021 № 43830 представлены Обществом по ТКС 20.12.2021.

По результатам мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что представленные Обществом пояснения не соответствуют формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.

Посчитав, что налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению документов, сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, тем самым совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову составила акт от 26.04.2022 № 7683.

По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика вынесено решение от 30.05.2022 № 2408 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 312 рублей 50 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен в 16 раз).

Решением Управления от 14.07.2022 № 06-15/11361 решение Инспекции от 30.05.2022 № 2408 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.

Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23, 88, 101.4, 106, 108, 129.1, 143, 174 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О, Арбитражный суд Кировской области решением от 04.04.2023 удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «Арсенал».

Второй арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден «Формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Как следует из материалов дела пояснения по требованию от 03.12.2021 № 43830 были представлены Обществом в нарушение установленного формата.

Между тем, сторонами не оспаривается, что пояснения и документы, приложенные к ним, были приняты, использованы и учтены налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года, проверка завершилась, акт по результатам проверки не составлялся.

Таким образом, принимая во внимание, что соответствующие документы (информация) были представлены заявителем в установленный срок, представленные пояснения приняты Инспекцией и использованы в рамках камеральной проверки, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена пунктом 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации и удовлетворили требования Общества о признании оспариваемого акта недействительным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 04.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу № А28-10382/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Комментарий эксперта

Разрешается ли в произвольном формате давать пояснения по НДС-декларации?

Инспекторы оштрафовали компанию по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса. Но суды двух первых инстанций, а за ними и АС Волго-Вятского округа в Постановлении от 3 октября нынешнего года № Ф01-6474/2023 этот «приговор» отменили. Служители Фемиды по�...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x