Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/10888 от 25.08.2023
Признание для налога на прибыль прибыли расходов унитарных предприятий по перечислению в бюджет средств от сдачи имущества в аренду
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в соответствующий бюджет средств, полученных от сдачи имущества в аренду, и сообщает следующее.
Как следует из обращения, в соответствии с порядком предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденным представительным органом муниципального образования, арендная плата за недвижимое имущество муниципальных унитарных предприятий, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, направляется:
70% - в бюджет муниципального образования,
30% - предприятию, на балансе которого находится данное имущество.
Предметом обращения является вопрос, могут ли расходы унитарного предприятия по перечислению в бюджет муниципального образования в размере 70% средств, полученных этим унитарным предприятием от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, приниматься в качестве обоснованных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
По существу вопроса ФНС России сообщает следующее.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества.
Порядок реализации указанного права содержится в статье 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Таким образом, нормы ГК РФ и Федерального закона № 161-ФЗ закрепляют право собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, на получение части прибыли от использования этого имущества только после уплаты предприятием налогов и иных обязательных платежей.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 41 и абзацу второму статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением, в частности, имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, указанные нормы БК РФ выводят из перечня неналоговых доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности доходы от использования имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В то же время абзац седьмой статьи 42 БК РФ относит к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 250 НК РФ к доходам относятся, в частности, внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ. Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ для доходов от реализации.
Следовательно, доходы муниципальных унитарных предприятий в виде платы от сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, признаются в составе доходов для целей налога на прибыль организаций в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению, то есть, положительная разница между полученными доходами и произведенными расходами.
Таким образом, признание унитарным предприятием в составе расходов средств, полученных этим унитарным предприятием от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, и перечисленных им в бюджет муниципального образования, приведет к уменьшению налоговой базы такого унитарного предприятия на величину указанных средств и повлечет за собой неуплату соответствующей суммы налога на прибыль организаций.
Как следствие, доходом бюджета муниципального образования в такой ситуации будет не часть прибыли муниципального предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а части дохода от использования имущества муниципального унитарного предприятия, что противоречит приведенным выше положениям ГК РФ, БК РФ и Федерального закона № 161-ФЗ.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, расходы унитарного предприятия по перечислению в бюджет муниципального образования в размере 70% средств, полученных этим унитарным предприятием от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, не могут учитываться таким унитарным предприятием при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Признание для налога на прибыль прибыли расходов унитарных предприятий по перечислению в бюджет средств от сдачи имущества в аренду
Представители налоговой службы в письме от 25 августа нынешнего года № СД-4-3/10888 раскрыли «прибыльные» последствия отправки унитарным предприятием в бюджет городского округа средств от аренды объекта, переданного этому предприятию на праве ...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»