Письмо Министерства финансов РФ
№07-01-09/88375 от 15.09.2023
О бухучете налога на сверхприбыль, а также об уплате налога на сверхприбыль и применении вычета при перечислении обеспечительного платежа
В связи с обращением Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем по вопросам бухгалтерского учета налога на сверхприбыль обращаем внимание на информационные материалы ИС-учет-46 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», размещенные на официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Бухгалтерский учет и отчетность - Бухгалтерский учет - Информационные материалы».
По заключению Департамента налоговой политики согласно статье 6 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ), вступающего в силу 1 января 2024 г., налог на сверхприбыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 414-ФЗ. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на сверхприбыль, исчисленную в порядке, установленном частью 1 статьи 6 Федерального закона № 414-ФЗ, на налоговый вычет с учетом особенностей, предусмотренных статьей 6 Федерального закона № 414-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 414-ФЗ размер налогового вычета определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно. При этом размер налогового вычета не может превышать половину суммы налога на сверхприбыль, исчисленного в порядке, установленном частью 1 статьи 6 Федерального закона № 414-ФЗ.
Вместе с тем в случае возврата до установленного статьей 7 Федерального закона № 414-ФЗ срока уплаты налога на сверхприбыль (28 января 2024 г.) полностью или частично налогоплательщику (правопреемнику налогоплательщика) на основании его заявления ранее перечисленного им обеспечительного платежа по налогу, указанного в части 3 статьи 6 Федерального закона № 414-ФЗ, размер налогового вычета принимается равным нулю.
Таким образом, в случае, если налогоплательщик произведет обеспечительный платеж по налогу на сверхприбыль в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 г. включительно и не истребует его полностью или частично до 28 января 2024 г., сумма налога на сверхприбыль как обязательство перед федеральным бюджетом будет определяться за вычетом соответствующей суммы налогового вычета. В этой связи сумма налогового вычета по налогу на сверхприбыль, являющегося элементом расчета суммы налога на сверхприбыль к уплате, не может квалифицироваться в качестве дохода для целей налога на прибыль организаций.
Дополнительно обращаем внимание, что с 28 января 2024 г. сумма обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль будет признана суммой уплаченного налога на сверхприбыль на основании части 2 статьи 7 Федерального закона № 414-ФЗ, то есть по сути сумма указанного обеспечительного платежа будет засчитана в счет погашения обязательства налогоплательщика перед федеральным бюджетом по уплате данного налога.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»