Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
№Ф07-6788/23 от 06.06.2023

Организации удалось отстоять большую часть НДС-вычетов

06 июня 2023 г.

Дело № А13-2418/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области Матасовой С.В. (доверенность от 02.06.2023), от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Матасовой С.В. (доверенность от 13.04.2023),

рассмотрев 05.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу № А13-2418/2018,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вытегра-Сервис», адрес: 162900, Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра, Вянгинская улица, дом 29, ОГРН 1023502091821, ИНН 3508003409 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области, адрес: 161200, Вологодская область, Белозерский район, город Белозерск, улица Сергея Викулова, дом 7, ОГРН 1043500550004, ИНН 3503003596 (далее - Инспекция), о признании недействительным решения от 14.08.2017 № 4 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 503 002 руб., о возложении на Инспекцию обязанности возместить из бюджета НДС в сумме 649 137 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1, ОГРН 1043500240002, ИНН 3525145001 (далее - Управление).

Решением суда от 17.03.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции от 14.08.2017 № 4 признано недействительным в части доначисления Обществу 1 258 683 руб. НДС. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в том числе, путем возмещения из бюджета 96 818 руб. НДС. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2013 решение суда от 17.03.2022 отменено. Решение Инспекции от 14.08.2017 № 4 признано недействительным в части предложения уплатить 1 393 615 руб. НДС. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

Податель кассационной жалобы указывает, что документы, подтверждающие право на налоговые вычеты по НДС в соответствующем размере, были представлены только в ходе судебного разбирательства. Указанное обстоятельство свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Общества и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Инспекция также настаивает, что представленные в материалы дела документы не подтверждают право Общества на налоговые вычеты по НДС. При оценке представленных доказательств судом апелляционной инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ, не дана надлежащая оценка доводам Инспекции. По мнению Инспекции, в первичных документах и счетах-фактурах содержатся недостоверные и противоречивые сведения, свидетельствующие об отсутствии реальных хозяйственных операций с контрагентами.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель Инспекции и Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления ряда налогов, в том числе НДС, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 23.06.2017 № 1, принято решение от 14.08.2017 № 4.

Решением от 14.08.2017 № 4 Обществу доначислены и предложены к уплате НДС в сумме 2 038 011 руб., налог на прибыль организаций в сумме 43 590 руб., НДФЛ (налоговый агент) в сумме 224 597 руб. 42 коп., налог на имущество организаций в сумме 253 261 руб., пени по указанным налогам. Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по пункту 1 статьи 126 НК РФ, по пункту 1 статьи 122 НК РФ, по статье 123 НК РФ.

Решением Управления от 20.11.2017 № 07-09/17882@ решение Инспекции отменено в части выводов о неперечислении сумм исчисленного и удержанного НДФЛ в размере 107 800 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции от 14.08.2017 № 4 в части, Общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно решению от 14.08.2017 № 4 основанием для доначисления НДС по результатам выездной налоговой проверки послужил вывод Инспекции об утрате Обществом права на применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД) со 2-го квартала 2013 года.

В связи с применением общей системы налогообложения Инспекция определила обязанность Общества по уплате НДС с учетом налоговых вычетов на основании документов, полученных от контрагентов Общества.

При подачи апелляционной жалобы на решение Инспекции в Управление, а также в ходе судебного разбирательства Общество представило первичные документы, счета-фактуры контрагентов, заявив о применении налоговых вычетов по НДС.

Инспекция, оценив представленные доказательства, подтвердила право Общества на вычет по НДС в определенном размере, пришла к выводу, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет 1 503 002 руб. Инспекция внесла изменения в решение от 14.08.2017 № 4. Резолютивная часть решения от 14.08.2017 № 4 в части НДС изложена в новой редакции, согласно которой Обществу доначислен и предложен к уплате НДС в сумме 1 503 002 руб., начислены пени в сумме 566 743 руб. 63 коп., штраф за неполную уплату НДС составил 23 967 руб. 60 коп.

Согласно сводной таблице, составленной Инспекцией в ходе апелляционного производства по делу, по представленным документам не подтверждено право Общества на налоговые вычеты по НДС в сумме 2 152 139 руб. Инспекцией не приняты вычеты в сумме 796 637 руб. ввиду отсутствия товарных накладных к счетам-фактурам, в сумме 1 355 502 руб. - по иным основаниям, не связанным с отсутствием товарных накладных.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности решения Инспекции в части доначисления Обществу 1 258 683 руб. НДС, в связи с чем частично удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда на основании части 3 статьи 270 АПК РФ. В соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление № 53), пункте 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 57), апелляционная инстанция пришла к выводу о недействительности решения Инспекции в части предложения уплатить 1 393 615 руб. НДС.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам спора и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам согласно статье 172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ применение налоговых вычетов по НДС связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету, то реальность соответствующих хозяйственных операций также является необходимым условием для использования налоговых вычетов.

Уменьшение размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета представляет собой налоговую выгоду, обоснованность получения которой суд оценивает в каждом деле в соответствии с критериями, предусмотренными в Постановлении № 53.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 78 Постановления № 57, по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.

В случае представления дополнительных доказательств суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе в целях предоставления другой стороне возможности ознакомления с ними и представления опровергающих их доказательств объявить перерыв в судебном заседании или отложить судебное разбирательство. При этом в целях получения доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, лицо, участвующее в деле, вправе заявлять ходатайство об истребовании судом необходимых доказательств с обоснованием причин невозможности самостоятельного получения этих доказательств (абзац четвертый пункта 78 Постановления № 57).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеуказанными разъяснениями, дал оценку имеющимся в материалах дела доказательствам. При этом Инспекция была знакома с представленными документами и представляла свои возражения.

В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные счета-фактуры, к которым имеются товарные накладные, доводы и обстоятельства, на которые обращала внимание Инспекция, настаивая на отсутствии правовых оснований для предоставления Обществу налоговых вычетов, в том числе, о нереальности соответствующих хозяйственных операций (поставок), приняв во внимание критерии, предусмотренные в Постановлении № 53, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела права Общества на применение вычетов по НДС в сумме 1 355 502 руб.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании представленных доказательств, в достаточной степени мотивированы, все заявленные Инспекцией доводы получили оценку суда. Оснований для вывода о нарушении апелляционной инстанцией положений статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств суд кассационной инстанции не находит. К установленным обстоятельствам нормы материального права судом апелляционной инстанции применены верно.

Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. Заявленные в кассационной жалобе доводы Инспекции фактически направлены на переоценку доказательственной базы по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу № А13-2418/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области - без удовлетворения.


Председательствующий С.В. Лущаев


Судьи С.В. Лущаев Е.Н. Александрова С.В. Соколова
Комментарий эксперта

Организации удалось отстоять большую часть НДС-вычетов

Инспекторы настаивали на том, что представленные документы не подтверждают право организации на НДС-вычеты. Кроме того, фирма злоупотребила правом, предъявив «бумаги» только в ходе судебного разбирательства, а арбитры из апелляционной инст...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x