Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/5069 от 24.01.2023
О последствиях нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе сроков их рассмотрения
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 17 ноября 2022 г. и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При этом в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 790-О нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного обоснования для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Кодекса. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что в конечном счете гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Вышеуказанная позиция также нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 309-ЭС19-13355 по делу № А50-24146/2018.
Обращаем внимание, что, в случае если, по мнению проверяемого лица, его права нарушены актами налоговых органов ненормативного характера, действиями (бездействием) их должностных лиц, это лицо вправе обжаловать такие акты, действия (бездействие) в соответствии с главой 19 Кодекса.
О последствиях нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе сроков их рассмотрения
Минфин России в письме от 24.01.2023 г. № 03-02-07/5069 разъясняет, что будет, если инспекторы нарушат процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как инспекторы должны рассматривать материалы налоговой...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»