Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/121385 от 12.12.2022

Какая ставка НДС применяется в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в вахтовых общежитиях и вахтовых домиках

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ просит дать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с услуг по предоставлению мест для временного проживания в иных средствах размещения.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ дополнен пп. 19, в котором установлено, что налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, вправе применять налоговую ставку НДС 0 процентов с 01.07.2022 года.

Абзацем 2 пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ указано, что положения абз. 1 применяются по 30 июня 2027 года включительно, если иное не установлено абз. 3 настоящего подпункта.

В абз. 3 пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ указано, что налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, указанными в абз. 1 пп. 18 настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

ООО по присвоенным ОКВЭД2 55.90 и 56.29.1 относится к деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, но оказывает комплекс сервисных услуг для нефтедобывающей организации, в целях оказания которых арендует у нее имущественный комплекс социально-бытового назначения (вахтовые общежития и вагон дома), не относящийся ни к объектам туристической индустрии, ни гостиничного бизнеса.

Общество, являясь Исполнителем, заключило договоры на оказание услуг по временному размещению в вахтовом общежитии физических лиц, командированных, вахтовых сотрудников Заказчика и персонала его подрядчиков (ст. 297 Трудового кодекса РФ). Условиями данного договора определен перечень услуг, их объем, содержание, место оказания, санитарные и жилищно-бытовые условия и требования к качеству услуг.

Ценой единицы оказания услуг (тарифом) являются человеко-сутки проживания в вахтовом общежитии. При этом, в данный тариф единицы услуги включены расходы, связанные как с организацией расселения сотрудников Заказчика и подрядных организаций, так и сопутствующие расходы на содержание вахтового общежития Заказчика, направленные на бесперебойную работу вахтового общежития и обеспечение нормальных условий проживания.

Вместе с тем, согласно позиции Министерства финансов России* дополнительные услуги, оказываемые вместе с «основной» услугой по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаются НДС по ставке 20 процентов.

В соответствии с подписанными договорами Расчет стоимости услуги по организации проживания не подразумевает разделения на стоимость «основной услуги» и стоимость «дополнительных/сопутствующих услуг», что не дает возможности выделения части услуг, подлежащих обложению льготной ставкой 0 процентов.

Как оговорено выше, для оказания данного вида услуги Обществом в обязательном порядке (одно из условий договора!) привлечено имущество (движимое и недвижимое) Заказчика в рамках договоров аренды. Стоимость аренды имущества и всех прочих затрат, таких как электроэнергия, водообеспечение, авиационные услуги по перевозке нашего персонала до места оказания услуг (вахтового поселка), услуги по обороту ТКО и ЖБО, включены в расчеты без учета НДС 20 процентов. При реализации любой услуги, облагаемой НДС 10/20 процентов, «входной» НДС также подлежит возмещению, в обратной ситуации, НДС, приобретенный для оказания услуги, подлежащей обложению в размере 0 процентов, не подлежит возмещению и ложится как дополнительные расходы на финансовый результат компании. Такая схема ценообразования без внесения изменений в расчеты стоимости приведет деятельность Общества к негативным последствиям.

Исходя из вышеизложенного, Общество просит направить в сроки, установленные п. 3 ст. 34.2 НК РФ, официальные разъяснения по вопросу правомерности применения льготной нулевой ставки налога на добавленную стоимость в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ с 01.07.2022 г. конкретно в условиях деятельности нашей организации, оказывающей услуги по предоставлению мест для проживания в иных средствах размещения (вахтовых общежитиях, вагон-домах), не являющихся объектами гостиничного бизнеса и туристической индустрии, на территории вахтовых поселков нефтедобывающего месторождения.

______________________________

* Так, в письме от 19.05.2022 № 03-07-11/46390 в качестве дополнительных услуг приведены в пример услуги прачечной, сауны, фитнеса, автостоянки, трансфера, конференц-зала бизнес-центра (включенные в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (код 55.10))).

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по вопросу применения положений подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в вахтовых общежитиях и вахтовых домиках сообщает.

Согласно подпункту 19 статьи 164 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2022 года налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта применяются по 30 июня 2027 года включительно, если иное не установлено абзацем третьим подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

На основании абзаца первого подпункта 18 и абзаца третьего пункта 1 статьи 164 Кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и включенными в реестр объектов туристской индустрии, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

Таким образом, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации после 1 июля 2022 года услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения применяется в случае, если данные услуги оказываются с использованием объектов туристской индустрии.

Таким образом, в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания, оказываемых с использованием средств размещения, не относящихся к объектам туристской индустрии, положения подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, не применяются. Поэтому в случае, если услуги по предоставлению мест для временного проживания оказываются с использованием таких объектов, как вахтовые общежития и вахтовые домики, которые исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к объектам туристской индустрии не относятся, то налогообложение налогом на добавленную стоимость таких услуг производится по предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса налоговой ставке в размере 20 процентов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x