Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-08-05/86623 от 06.09.2022

О налоге на прибыль с дохода иностранной организации от источника в РФ

Департамент налоговой политики рассмотрел обращения от 28.07.2022 и от 16.08.2022 и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н (далее - Приказ Минфина), Министерством не осуществляются консультирование лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

К числу таких доходов подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса отнесены иные аналогичные доходы. Аналогичность доходов заключается в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо указанных в пункте 2 статьи 309 Кодекса как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

При этом согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 310 Кодекса, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

По второму вопросу обращения сообщаем следующее.

Рассмотрение вопроса о возможности признания гуманитарного договора дарения, проект которого прилагается к обращениям, контролируемой сделкой в целях раздела V.1 Кодекса предполагает проведение экспертизы указанного договора, а также осуществление анализа хозяйственной деятельности сторон этого договора.

В связи с этим необходимо отметить, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с разделом V.1 Кодекса при осуществлении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, предусмотренных пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.

При этом правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса (пункт 13 статьи 105.3 Кодекса).

По третьему вопросу обращения касательно применения НДС при безвозмездной передаче товаров с территории Российской Федерации в иностранное государство, осуществляемой по договору с иностранным фондом, сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе контракта (копии контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо контракта (копии контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса в целях применения налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.

В настоящее время из перечня документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, исключены документы, подтверждающие оплату экспортируемых товаров.

Таким образом, при безвозмездной поставке товаров на экспорт российская организация вправе применить нулевую ставку налога на добавленную стоимость без представления в налоговые органы выписки банка (ее копии) при наличии контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и таможенной декларации (ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.Смирнов
Комментарий эксперта

О налоге на прибыль с дохода иностранной организации от источника в РФ

Раскрыты налоговые особенности, касающиеся дохода инофирмы от источника в РФ, сделок между взаимозависимыми лицами и безвозмездной передачи товаров за рубеж.

О налогообложении дохода инофирмы

...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x