Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/18584 от 30.12.2021
Об определении налоговой ставки по земельному налогу в случае отчуждения земельного участка, не используемого по целевому назначению для сельхозпроизводства
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросу определения налоговой ставки по земельному налогу (далее - налог) в случае отчуждения земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, не используемого по целевому назначению для сельскохозяйственного производства (далее - сельхозпроизводство), и полагает возможным направить следующие рекомендации.
Из положений абзацев первого и второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует, что налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении используемых для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, кроме земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса (далее - земельные участки).
Соответственно, в отношении земельных участков, не используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 1,5 процента («для прочих земельных участков»), как это определено подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
В целях исчисления налога пунктом 18 статьи 396 Кодекса предусмотрено предоставление уполномоченными органами, осуществляющими федеральный государственный земельный контроль (надзор) (далее - госземнадзор), в налоговые органы сведений о неиспользовании земельного участка для сельхозпроизводства.
С 2022 г. Федеральным законом от 29.11.2021 № 382-ФЗ статья 396 Кодекса дополнена пунктом 7.2, согласно которому в отношении земельного участка, сведения о котором представлены в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Кодекса, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Кодекса, либо со дня обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего госземнадзор, указанного в пункте 18 статьи 396 Кодекса, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.
Для периодов, предшествующих вступлению в силу пункта 7.2 статьи 396 Кодекса, Минфином России в письме от 29.12.2021 № 03-05-04-02/107695 по запросу Федеральной налоговой службы разъяснено следующее.
Кодекс не содержит условия о применении повышенной налоговой ставки по налогу (отличной от установленной в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса) в случае перехода права собственности на земельный участок, который не использовался прежним налогоплательщиком (владельцем земельного участка) по целевому назначению до перехода соответствующего права.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом госземнадзора является соблюдение обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
При этом пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица органов госземнадзора в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, указанно, что применение мер ответственности без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения.
Несмотря на то, что нарушение обязательных требований к использованию объектов земельных отношений не является налоговым правонарушением, а лишение права на налоговую льготу не является налоговой санкцией, Департамент налоговой политики Минфина России полагает, что налогоплательщик, приобретший земельный участок и добросовестно использующий его по целевому назначению, не должен испытывать негативные последствия в виде лишения права на применение пониженной налоговой ставки по налогу исключительно на основании выдачи прежнему владельцу соответствующего предписания. Обратное, по мнению Департамента налоговой политики Минфина России, не согласуется с вышеуказанными принципами справедливости и индивидуализации, изложенными Конституционным Судом Российской Федерации в отмеченном Постановлении.
В связи с этим для периодов до 2022 г. полагаем, что после отчуждения земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, может быть обусловлено наличием у налогового органа сведений, полученных в соответствии с Кодексом или другими федеральными законами и подтверждающих неиспользование такого участка для сельхозпроизводства новым налогоплательщиком (владельцем земельного участка).
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»