Письмо Федеральной налоговой службы
№АБ-3-19/2392@ от 16.03.2022
Об исчислении имущественных налогов
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
В целях повышения эффективности выполнения функций по бесплатному информированию налогоплательщиков (далее - Услуга) в территориальных налоговых органах далее - ТНО) по субъектам Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за выполнением указанных функций приказом ФНС России от 11.05.2016 № СА-7-17/320@ утвержден порядок организации и проведения информационных кампаний (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку, при появлении информационного повода для проведения информационной кампании ТНО используются все доступные ресурсы для оповещения налогоплательщиков о данном мероприятии, в том числе средства массовой информации, размещение баннеров, раздача листовок, информационные стенды в ТНО, проводятся семинары и лекции для налогоплательщиков, проходятся Всероссийские акции «Дни открытых дверей» и другие.
Кроме того, на официальном сайте ФНС России (www.№alog.gov.ru) размещены информационные материалы, освещающие основные, наиболее актуальные для налогоплательщиков проблемы, такие как предоставление налоговых вычетов, декларирование доходов (3-НДФЛ), досудебное урегулирование налоговых споров, интерактивные сервисы ФНС России и другое.
По вопросу исчисления имущественных налогов ФНС России поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 3 статьи 52 Кодекса определено, что в налоговом уведомлении указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (в ред. от 09.03.2021) и содержит вышеперечисленные сведения.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Кодекса).
Обязанность по уплате имущественных налогов физических лиц в силу статьи 52 Кодекса исполняется налогоплательщиком на основании направленного ему налоговым органом налогового уведомления.
Налог на имущество физических лиц (далее - налог) является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Налог исчисляется в соответствии с нормами главы 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 400 Кодекса налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (в том числе жилой дом, квартира, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение), независимо от возраста указанных лиц.
Транспортный налог является региональным налогом, исчисление и уплата транспортного налога регулируется в соответствии с главой 28 Кодекса.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Сумма транспортного налога исчисляется на основании сведений органов (организаций, физических лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Кодекса).
Таким образом, исчисление транспортного налога не зависит от фактического использования транспортного средства.
В соответствии со статьей 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через представителя.
Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.
Налогоплательщики имущественных налогов, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (пункт 10 статьи 396 Кодекса, пункт 6 статьи 407 Кодекса).
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 10 статьи 396 Кодекса, пункт 6 статьи 407 Кодекса).
Действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) посредством предоставления налогоплательщику налоговых вычетов предполагает заявительный характер предоставления налогового вычета с подтверждением права на такой вычет.
Изменение установленного порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ возможно исключительно путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В настоящее время прорабатываются различные подходы и технологические решения по оптимизации порядка получения налоговых вычетов по НДФЛ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах заявитель вправе обратиться в Министерство финансов Российской Федерации.
В отношении вопроса о том, что «налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основании открытого ИП, не знают об обязанности уплаты страховых взносов» сообщается.
Частью 1 статьи 432 Кодекса определено, что плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 432 Кодекса в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками страховых взносов в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В настоящий момент осуществляется доработка личного кабинета индивидуального предпринимателя в части отражения информации, необходимой плательщикам страховых взносов для своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, предусматривающая, в том числе, и интеграцию с личным кабинетом физического лица.
По вопросу эффективности взыскания задолженности обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации сообщается, что Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов (ФССП)» установлено, что ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В связи с изложенным, вопрос правомерности действий (бездействий) по исполнению судебных актов, в части взыскания обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, не относится к компетенции ФНС России.
По проблеме оплаты государственной пошлины сообщается, что порядок заполнения платежных документов при переводе денежных средств бюджетную систему Российской Федерации установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
За реквизитами для уплаты государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации можно обратиться в налоговый орган, либо в соответствующий суд по месту совершения юридически значимых действий.
Также, на официальном сайте ФНС России в составе группы сервисов «Уплата налогов и пошлин» размещен сервис «Уплата госпошлины».
Сервис максимально автоматизирован, оснащён подсказками и позволяет сформировать платежный документ на уплату всех видов пошлин (администрируемых налоговыми органами), распечатать его или перейти к уплате.
Он ориентирован на конкретную категорию плательщика и расположен в каждом из соответствующих разделов: «Физическим лицам», «Индивидуальным предпринимателям» и «Юридическим лицам». В зависимости от выбранного раздела автоматически определяются статус плательщика и виды пошлин, подлежащих уплате.
Вместе с тем, по 4 пункту обращения ФНС России не удалось определить проблему, с которой «возникли трудности по причине сбоя в программных средах». В случае необходимости ФНС России рекомендует в повторном запросе описать проблему для рассмотрения и направления объективного ответа на данный вопрос.
Федеральная налоговая служба надеется, что данное письмо будет полезно.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»