Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/3651@ от 19.03.2021
Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении партнерам скидок и премий
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО (далее - Общество) от 12.03.2021 по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций при предоставлении скидок и премий и сообщает следующее.
Как следует из обращения и информации, полученной в рабочем порядке, Общество на основании договора оказания услуг по предоставлению доступа к специализированному электронному сервису (далее - Сервис) за вознаграждение предоставляет таксопаркам-партнерам (далее - Партнеры) возможность использования указанного Сервиса в целях поиска клиентов (пассажиров) и оказания услуг перевозки таким физическим лицам (пассажирам), которые также используют программное обеспечение Общества в целях заказа услуг Партнеров по перевозке пассажиров. Кроме того, Общество является агентом Партнеров по сбору денежных средств с физических лиц за предоставление услуг по перевозке.
В целях увеличения объема заказов услуг Партнеров, которое приведет к увеличению размера вознаграждения Общества, Общество разработало программу лояльности для Партнеров. Программа лояльности предполагает проведение совместных акций Общества и Партнеров, а также акции Общества для Партнеров. При этом условия указанной программы лояльности меняются в зависимости от конкретной ситуации на рынке услуг по перевозке пассажиров.
В рамках совместных акций Партнеры предоставляют физическим лицам скидки на услуги по перевозке пассажиров, а Общество выполняет функцию по доведению до физических лиц информации о возможных скидках, организует учет таких скидок. В рамках акций для Партнеров Общество стимулирует выполнение Партнерами определенных в Программе лояльности условий:
достижение Партнерами определенного объема услуг по перевозке;
достижение Партнерами определенного времени оказания услуг по перевозке;
оказание Партнерами определенного объема услуг по перевозке в определенное время и определенном месте;
оказание определенного объема услуг, характеризующихся как поездки протяженностью менее определенного количества километров;
привлечение Партнерами новых водителей.
Совместные акции Общества и Партнеров и акции Общества для Партнеров (далее - Акции) дают Партнеру право получить скидку с суммы вознаграждения Общества за оказываемые услуги (далее - Сервисный сбор). Размер такой скидки по каждой Акции определяется Обществом и доводится до Партнера. Итоговые расчеты между Обществом и Партнерами производятся по окончании месяца. При этом Обществом установлен минимальный размер Сервисного сбора за день фактического использования Сервиса каждым водителем Партнера, который не может быть ни при каких условиях уменьшен на сумму скидки.
Кроме того, Общество выплачивает вознаграждение Партнеру за выполнение условий договора, направленных на продвижение сервиса (услуг) Общества, определяемое в размере превышения величины скидки, рассчитанной в соответствии с программой лояльности, над величиной Сервисного сбора, превышающей его минимальное значение.
1. По вопросу возможности учета в целях налогообложения НДС и налогом на прибыль организаций выручки, уменьшенной на сумму скидок, предоставляемых Обществом Партнерам, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Согласно пункту 2.1 статьи 154 Кодекса выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными на основании пункта 1 статьи 105.3 Кодекса.
Таким образом, поскольку в соответствии с программой лояльности, являющейся частью договора между Обществом и Партнерами, предусмотрено уменьшение величины Сервисного сбора на сумму скидки, рассчитанной в связи с участием Партнера в Акциях, в целях определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций учитывается Сервисный сбор, уменьшенный на сумму скидок, предоставляемых Обществом Партнерам, до минимального размера Сервисного сбора.
2. По вопросу, касающемуся налогообложения НДС и налогом на прибыль организаций выплат Партнерам за выполнение условий договора, направленных на продвижение сервиса (услуг) Общества, определяемых в размере превышения величины скидки, рассчитанной в соответствии с программой лояльности, над величиной Сервисного сбора, превышающей его минимальное значение, сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Таким образом, оказание Партнерами услуг по продвижению сервиса Общества облагается НДС в общеустановленном порядке. В свою очередь, Общество на основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вправе принять указанную сумму НДС к вычету при исчислении общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода.
Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статья 264 Кодекса устанавливает перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых в расходах в целях налога на прибыль.
Поскольку в рамках услуг по продвижению сервиса (услуг) Общества Партнеры выполняют определенные действия, направленные на повышение привлекательности сервиса Общества на рынке, такие как перевозка физических лиц по тарифу со скидкой или в определенном объеме на определенное расстояние и (или) в определенном месте и (или) в определенное время или в соответствии с иными условиями, определенными программой лояльности, и не являющиеся распространением информации для рекламирования сервиса (услуг) Общества, расходы на приобретение таких услуг Партнеров Общество вправе учитывать как другие расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении партнерам скидок и премий
В письме от 19.03.2021 № СД-4-3/3651@ ФНС раскрыла особенности налогообложения в ситуации, когда продавец предоставляет покупателям скидки, а также выплачивает им вознаграждение за встречные услуги.
Исходные данные
В письм...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»