Письмо Управления ФНС по г. Москве
№19-19/164537@ от 27.10.2020
О зачете (возврате) переплаты по налогам, в том числе НДФЛ, налогу на прибыль, страховым взносам.
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее — Управление) во исполнение поручений ФНС России от 05.10.2020 N 8-9-03/0328@, от 12.10.2020 N 8-9-03/0356@ рассмотрело обращения и сообщает следующее.
Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы налога производится в соответствии с главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а именно в соответствии со статьями 78, 79 Кодекса.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
Заявление о зачете (возврате) может быть подано на бумажном носителе лично или почтой, а также через электронные каналы связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.Заявление о зачете (возврате) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с Письмом ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@ «О проведении зачетов» пунктом 5 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Правила, установленные статьей 78 Кодекса, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14 статьи 78 Кодекса).Таким образом, зачет суммы излишне уплаченного налога соответствующего вида возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.
По вопросу зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ ФНС России сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Пунктом 9 статьи 226 Кодекса установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.
В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговый орган в случае отсутствия у указанного налогового агента задолженности по иным налогам осуществляет возврат излишне уплаченной суммы, не являющейся НДФЛ, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
При этом следует учесть, что подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 231 Кодекса, а возврат на расчетный счет организации осуществляется с учетом положений абзаца второго пункта 6 статьи 78 Кодекса.
Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения задолженности по иным налогам, а также в счет будущих платежей по иным налогам.
На основании вышеизложенного налогоплательщику в адрес налогового органа с заявлением о зачете (возврате) необходимо представить выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и копии платежных документов согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 231 Кодекса. Дополнительно могут потребоваться данные счета 68.1 за соответствующий период.
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что уплаченные авансовые платежи по налогу отражаются в состоянии расчетов с бюджетом по налогу в «переплате» до представления налогоплательщиком отчетности по налогу и наступления срока уплаты по налогу.
Таким образом, данная «переплата», сложившаяся в результате авансовых платежей до наступления срока уплаты по налогу, не является излишне уплаченной суммой налога.
В отношении возможности проведения налоговыми органами зачета излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в уплату штрафа за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.Согласно части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, осуществление зачета переплаты излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в уплату штрафа за нарушение порядка применения ККТ, установленного в соответствии с частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, не представляется возможным.
В отношении осуществления возврата переплаты по страховым взносам сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Также в соответствии с пунктом 6.1 статьи 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Налоговые органы при осуществлении своей деятельности руководствуются действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Одновременно Управление сообщает, что Федеральный закон от 01.10.2020 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2021 года.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»