Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-03-03/97126 от 06.11.2020
О возвращении пошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранных работников
Минфин России рассмотрел письмо от 29.10.2020 по вопросам возврата (зачета) работодателям и заказчикам работ (услуг), оформившим разрешение на привлечение и использование иностранных работников и не привлекшим в 2020 году иностранных работников в связи с мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, уплаченной государственной пошлины за выдачу данного разрешения, а также продления срока действия разрешений на привлечение и использование иностранных работников, и сообщает.
В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, — это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом; государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий (Постановление от 28 февраля 2006 года № 2-П, Определения от 1 марта 2007 года № 326-О-П, от 16 декабря 2008 года № 1079-О-О и др.).
При определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия.
Уплата государственной пошлины является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий вышеназванными органами, действующими в общественных интересах и реализующих свои государственно-властные функции.
Таким образом, государственная пошлина является сбором, который должен компенсировать затраты, связанные с совершением уполномоченными органами юридически значимых действий.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены статьей 333.18 НК РФ.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, определен статьей 333.40 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.
Так, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), а также в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
На основании пункта 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, то есть зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 НК РФ.
Изменять указанный порядок возврата (зачета) государственной пошлины Минфин России считает нецелесообразным.
Вопрос, касающийся продления срока действия разрешений на привлечение и использование иностранных работников, относится к компетенции МВД России.
В МВД России рассматривается обращение по данному вопросу.
Можно ли вернуть пошлину за выдачу разрешений на привлечение иностранных работников
Государственная пошлина
Порядок уплаты государственной пошлины, ее размеры, а также правила ее возврата и зачета регулирует глава 25.3 НК РФ. Здесь сказано, что с точки зрения налогообложения государственная пошлина считается федераль...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»