Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-07/40608 от 14.06.2018
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложениями по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц доходов, полученных в виде авторских вознаграждений, а также в части стимулирования технического перевооружения промышленных предприятий и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков. При этом каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.
Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц авторского вознаграждения поставит рассматриваемую категорию налогоплательщиков в неравное (привилегированное) положение с другими физическими лицами, также получающими иные вознаграждения за выполнение тех либо иных работ (услуг).
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, при этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации указанный налог занимает первое место по объему поступлений).
В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики - физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных размерах (в процентах к сумме начисленного дохода).
Учитывая изложенное, предложение об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде авторских вознаграждений, не поддерживается.
В части предложения по стимулированию промышленных предприятий к техническому перевооружению сообщаем, что НК РФ содержит достаточное количество механизмов, направленных на обновление и модернизацию производств.
Механизм предоставления данных преференций осуществляется в рамках региональных инвестиционных проектов, территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), предполагающих создание новых и (или) реконструкцию и модернизацию существующих производств.
Указанные механизмы предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и значительное снижение ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в течение определенного времени и при выполнении определенных условий.
Так, например, в течение первых пяти лет после получения прибыли в рамках реализации инвестиционных проектов пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, вправе применять организации, являющиеся резидентами ТОСЭР, а также организации, находящиеся в ряде территорий Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов, осуществившие капитальные вложения в создание новых производств. В последующие пять лет ставка налога для этих организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, может быть понижена до 10 процентов.
С 1 января 2017 года для налогоплательщиков, которые осуществили капитальные вложения (в определенном размере) в создание или модернизацию основных средств, появилась возможность уплачивать уменьшенный налог на прибыль организаций, исчисленный с применением пониженных ставок налога, в течение периода, пока сумма недоплаченного налога не станет равна сумме осуществленных капитальных вложений (гринфилд-проекты).
При этом для вышеуказанных налогоплательщиков предоставляется возможность обнуления ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в федеральный бюджет.
Также необходимо отметить, что в действующей редакции главы 25 НК РФ содержится достаточное количество налоговых преференций в части амортизационной политики.
Предусмотрен механизм, дающий право организациям начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (нелинейный метод). При его применении налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования.
Кроме этого, механизм так называемой амортизационной премии позволяет налогоплательщикам единовременно относить на расходы текущего периода (до начала начисления амортизации) до 30% расходов на приобретение или создание основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, а также в отношении расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению основных средств (в отношении остальных амортизационных групп - до 10%).
Кроме того, с 1 января 2018 года НК РФ дополнен статьей 286.1, согласно которой налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.
Учитывая наличие уже имеющихся налоговых преференций, стимулирующих предприятия к техническому перевооружению, предоставление дополнительных преференций по налогу на прибыль организаций в настоящее время нецелесообразно.
Следует отметить, что при принятии решения о введении механизмов налогового стимулирования необходима детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
Одновременно сообщаем, что любые изменения налогового законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, должны рассматриваться с учетом механизма "двух ключей".
Следовательно, при рассмотрении предложений о предоставлении дополнительных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций следует учитывать, что данные предложения должны проходить процедуру согласования на региональном уровне.
Льготы по налогу на прибыль и НДФЛ останутся без изменений
Минфин не поддержал предложения об освобождении от НДФЛ авторских вознаграждений и предоставлении дополнительных преференций по налогу на прибыль промышленным предприятиям, вкладывающимся в модернизацию производства. ...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»