Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-07/40608 от 14.06.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложениями по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц доходов, полученных в виде авторских вознаграждений, а также в части стимулирования технического перевооружения промышленных предприятий и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков. При этом каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц авторского вознаграждения поставит рассматриваемую категорию налогоплательщиков в неравное (привилегированное) положение с другими физическими лицами, также получающими иные вознаграждения за выполнение тех либо иных работ (услуг).

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, при этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации указанный налог занимает первое место по объему поступлений).

В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики - физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных размерах (в процентах к сумме начисленного дохода).

Учитывая изложенное, предложение об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде авторских вознаграждений, не поддерживается.

В части предложения по стимулированию промышленных предприятий к техническому перевооружению сообщаем, что НК РФ содержит достаточное количество механизмов, направленных на обновление и модернизацию производств.

Механизм предоставления данных преференций осуществляется в рамках региональных инвестиционных проектов, территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), предполагающих создание новых и (или) реконструкцию и модернизацию существующих производств.

Указанные механизмы предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и значительное снижение ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в течение определенного времени и при выполнении определенных условий.

Так, например, в течение первых пяти лет после получения прибыли в рамках реализации инвестиционных проектов пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, вправе применять организации, являющиеся резидентами ТОСЭР, а также организации, находящиеся в ряде территорий Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов, осуществившие капитальные вложения в создание новых производств. В последующие пять лет ставка налога для этих организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, может быть понижена до 10 процентов.

С 1 января 2017 года для налогоплательщиков, которые осуществили капитальные вложения (в определенном размере) в создание или модернизацию основных средств, появилась возможность уплачивать уменьшенный налог на прибыль организаций, исчисленный с применением пониженных ставок налога, в течение периода, пока сумма недоплаченного налога не станет равна сумме осуществленных капитальных вложений (гринфилд-проекты).

При этом для вышеуказанных налогоплательщиков предоставляется возможность обнуления ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в федеральный бюджет.

Также необходимо отметить, что в действующей редакции главы 25 НК РФ содержится достаточное количество налоговых преференций в части амортизационной политики.

Предусмотрен механизм, дающий право организациям начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (нелинейный метод). При его применении налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования.

Кроме этого, механизм так называемой амортизационной премии позволяет налогоплательщикам единовременно относить на расходы текущего периода (до начала начисления амортизации) до 30% расходов на приобретение или создание основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, а также в отношении расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению основных средств (в отношении остальных амортизационных групп - до 10%).

Кроме того, с 1 января 2018 года НК РФ дополнен статьей 286.1, согласно которой налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

Учитывая наличие уже имеющихся налоговых преференций, стимулирующих предприятия к техническому перевооружению, предоставление дополнительных преференций по налогу на прибыль организаций в настоящее время нецелесообразно.

Следует отметить, что при принятии решения о введении механизмов налогового стимулирования необходима детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.

Одновременно сообщаем, что любые изменения налогового законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, должны рассматриваться с учетом механизма "двух ключей".

Следовательно, при рассмотрении предложений о предоставлении дополнительных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций следует учитывать, что данные предложения должны проходить процедуру согласования на региональном уровне.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Комментарий эксперта

Льготы по налогу на прибыль и НДФЛ останутся без изменений

Минфин не поддержал предложения об освобождении от НДФЛ авторских вознаграждений и предоставлении дополнительных преференций по налогу на прибыль промышленным предприятиям, вкладывающимся в модернизацию производства. ...

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x