Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/11485 от 22.02.2018
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со статьей 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, если образцы продукции передаются в рамках рекламных неопределенному кругу лиц, то затраты на производство данных образцов продукции учитываются для целей налога на прибыль организаций в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 264 НК РФ.
В случае, если образцы продукции передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, поэтому затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам и на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Также отмечаем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора (пункт 19 статьи 270 НК РФ).
При этом порядок отнесения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяется статьей 170 НК РФ.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»