Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Решение Верховного Суда РФ
№АКПИ16-607 от 17.10.2016

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОВА" о признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, 

установил: 

в приложении N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", установлены нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций).

Общество с ограниченной ответственностью "СОВА" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825, и нарушают права административного истца на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

В суде представитель административного истца Д. поддержала заявленные требования и пояснила, что ООО "СОВА" является субъектом малого предпринимательства, имеет статус микропредприятия, деятельность которого связана с изготовлением и эксплуатацией средств обеспечения пожарной безопасности - огнетушителей, прошедших сертификационные испытания и имеющих сертификаты соответствия, выданные аккредитованными организациями, но оно не допускается к закупкам, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта запрещают оснащения объектов с классом пожара "E" воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 14 июля 2016 г. N РД-П4-4201).

Представители Правительства Российской Федерации К., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации внесены изменения, и приложение N 1 к этим Правилам изложено в новой редакции, что соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Данное постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителей ООО "СОВА" Д., Правительства Российской Федерации К., Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 16 предусматривает право Правительства Российской Федерации принимать нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 г. N 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 мая 2012 г., N 19.

Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.

Приложение N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации устанавливает нормы обеспечения объектов ручными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций), которые не допускают оснащение объектов с классом пожара "E" воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Руководитель организации в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на классы: пожары твердых горючих веществ и материалов (A); пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (B); пожары газов (C); пожары металлов (D); пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (E); пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).

Классификация пожаров по виду горючего материала используется для обозначения области применения средств пожаротушения (статья 7 данного Федерального закона).

К первичным средствам пожаротушения относятся переносные и передвижные огнетушители, предназначенные для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами (статья 43 указанного Федерального закона).

Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала (статья 63 поименованного Федерального закона).

Определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относит национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона (статья 4).

Доводы представителей административного ответчика о том, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" приложение N 1 к указанным Правилам изложено в новой редакции, и права административного истца не нарушаются, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения дела данные изменения не вступили в силу.

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. N 474 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В указанный Перечень включены ГОСТ Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний", СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации". Согласно приложению А Свода правил СП 9.13130.2009 разрешено применение воздушно-эмульсионных огнетушителей для тушения пожара класса "E" при условии соблюдения требований по электробезопасности ГОСТ Р 51017 или ГОСТ Р 51057. Между тем действующая редакция Правил противопожарного режима не допускает оснащение объектов с классом пожара "E" воздушно-эмульсионными огнетушителями, что вызывает неоднозначное толкование и не соответствует общеправовому принципу правовой определенности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснить, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

При обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта ООО "СОВА" уплатило государственную пошлину в размере 4500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 3 июня 2016 г. N 218.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации 

решил: 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СОВА" удовлетворить:

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приложение N 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, в части, не допускающей оснащение объектов с классом пожара "E" воздушно-эмульсионными огнетушителями.

Взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу общества с ограниченной ответственностью "СОВА" 4500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей) расходы по государственной пошлине.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме. 


Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.РОМАНЕНКОВ Судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г.ИВАНЕНКО А.М.НАЗАРОВА
Комментарий эксперта

Требования пожарной безопасности: вид огнетушителя

Правила противопожарной безопасности весьма многочисленны и содержатся в значительном числе нормативных документов.

Нормативные документы о пожарной безопасности

Прежде всего,  следует руководствоваться Федеральным зако�...

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x