Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-18-15/1693 от 18.12.2014
Если срок проведения камеральной проверки истек, а ответы на запросы не получены
Вопрос:
О действиях сотрудников налоговой инспекции, если трехмесячный срок проведения камеральной проверки истек, а ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, не получены; о результатах проведенных мероприятий налогового контроля, полученных налоговым органом по истечении трех месяцев для проведения камеральной проверки, и принятых решениях о возмещении НДС; об отмене необоснованно принятого решения руководителя ИФНС России о возмещении НДС.
Ответ:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), рассмотрев письмо, сообщает следующую информацию в принадлежности к вопросам, поставленным следователем.
Вопрос 1. Каков порядок действий сотрудников налоговой инспекции, проводящих камеральную проверку, в случае если установленный законом трехмесячный срок для проведения камеральной проверки истек, а все необходимые ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, инспекцией еще не получены?
Ответ. В случае если трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки истек, а все необходимые ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, инспекцией еще не получены и при этом должностные лица налогового органа не установили факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе из-за отсутствия указанных ответов, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта.
Данный порядок регламентируется пунктом 5 статьи 88 Кодекса, пунктом 2.6 рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок, доведенных до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.
Вопрос 2. Имеют ли результаты проведенных мероприятий налогового контроля, полученные налоговой инспекцией по истечении трех месяцев для проведения камеральной налоговой проверки, и принятые соответствующие решения о возмещении НДС (либо об отказе в возмещении НДС) какое-либо юридическое значение? Куда такие материалы приобщаются? Какими нормативными правовыми актами это регламентируется?
Ответ. Результаты проведенных мероприятий налогового контроля, полученные по истечении трех месяцев для проведения камеральной налоговой проверки, и принятые решения о возмещении НДС (либо об отказе в возмещении НДС) приобщаются к делу налоговой проверки или иному делу, ведение которого (ых) предусмотрено организационно-распорядительным документом (приказом и инструкцией по делопроизводству), принятым в налоговом органе.
Результаты проведенных мероприятий налогового контроля, полученные по истечении трех месяцев для проведения камеральной налоговой проверки, имеют юридическое значение, если они получены с соблюдением требований Кодекса и, следовательно, могут быть приняты как допустимые доказательства для оценки отсутствия/наличия налоговых правонарушений в рамках проведения любых форм налогового контроля.
Принятые решения о возмещении НДС (либо об отказе в возмещении НДС) имеют юридическое значение, если они вынесены с соблюдением требований Кодекса, являясь ненормативными правовыми актами налоговых органов, вступающими в силу в порядке, установленном статьями 176, 101.2 Кодекса.
Данный порядок регламентируется нормами статей 176, 101.2 Кодекса, приказом ФНС России от 18.04.2007 № ММ-3-03/239, типовой инструкцией по делопроизводству в территориальных налоговых органах, утвержденной приказом УФНС России по субъекту (пункт 2.22 Регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53).
Вопрос 3. Каков порядок действий налоговой инспекции в случае, если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещения НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства уже поступили на расчетный счет организации-заявителя? Какими нормативными правовыми актами это регламентируется?
Ответ. В случае если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещении НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства уже поступили на расчетный счет организации-заявителя, должностные лица налогового органа, проводившие камеральную налоговую проверку, обязаны составить докладную записку на имя руководителя налогового органа или его заместителя, курирующего вопросы осуществления налогового контроля, с изложением фактов и обстоятельств для принятия решения о проведении тематической выездной налоговой проверки с учетом требований и ограничений, определенных статьей 89 Кодекса.
Одновременно выносится решение о направлении сопроводительным письмом налогового органа информации о незаконности требований организации-заявителя при возмещении НДС (особо при наличии признаков преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в форме хищения денежных средств)) в территориальные правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, принятия процессуальных решений, а также о включении сотрудника правоохранительных органов в состав проверяющих при вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки.
Данный порядок регламентируется пунктом 1 статьи 36 Кодекса, Законом № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", статьей 3 Соглашения о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11, приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347, пунктом 9 письма ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355.
Вопрос 4. Каков порядок действий налоговой инспекции в случае, если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещения НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства еще не были переведены на расчетный счет организации-заявителя? Какими нормативными правовыми актами это регламентируется?
Ответ. В случае если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещении НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства еще не были переведены на расчетный счет организации-заявителя, должностные лица налогового органа помимо мер, указанных в ответе по вопросу 3, вправе направить письменное уведомление налогоплательщику о вызове в налоговые органы для дачи пояснений в связи с проверкой информации о незаконности требований организации-заявителя при возмещении НДС и связанных с исполнением ею требований законодательства о налогах и сборах для предотвращения хищения.
Одновременно при наличии достаточных оснований для незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС для исключения самой возможности хищения бюджетных средств налоговый орган своевременно информирует правоохранительные органы, что позволит применить обеспечительные меры в рамках расследования уголовного дела в форме выемки файла выгрузки данных в налоговом органе и управлении Казначейства, на что не требуется решение суда, так как характер изымаемого предмета не содержит налоговой тайны. Положительный опыт такого реагирования имеется в УФНС России по г. Санкт-Петербургу.
Данный порядок регламентируется подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса, пунктом 1 статьи 36 Кодекса, Законом № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", статьей 3 Соглашения о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11, приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347, пунктом 9 письма ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355.
Вопрос 5. Кто и в каком порядке уполномочен отменить решение руководителя ИФНС России о возмещении НДС, если стало известно, что оно принято необоснованно? Обладает ли такими полномочиями руководитель УФНС России или кто-то другой? Какими нормативными правовыми актами это регламентируется?
Ответ. Отмена решения руководителя нижестоящего налогового органа о возмещении НДС, если стало известно, что оно принято необоснованно, руководителем вышестоящего налогового органом Кодексом прямо не урегулирована.
Положениями главы 20, нормами пункта 3 статьи 31 Кодекса и статьей 9 Закона от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон) право вышестоящего органа отменить и изменить решение нижестоящего налогового органа установлено в случае несоответствия указанного решения законодательству о налогах и сборах и в случае несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, что устанавливается в порядке рассмотрения жалобы налогоплательщика.
При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки, в случае если установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, злоупотребление правом возмещения, основанные на доказательствах, полученных в ходе выездной налоговой проверки, проведенной за тот же налоговый период и по тем же налогам, восстанавливаются налоговые обязательства, что предусматривает возврат налогоплательщиком в бюджет излишне возмещенного НДС по ранее вынесенному решению по камеральной проверке.
Данный порядок регламентируется приведенными выше положениями Кодекса, Закона, разделом VI Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»