Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/62368 от 05.12.2014

Налог на прибыль: учет расходов на оплату стоимости проезда для работников организаций, не относящихся к «северным», но в которых начисляется районный коэффициент

Вопрос:

1) Общество с ограниченной ответственностью расположено в регионе, не относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате в Удмуртской Республике. Предприятие производит работникам (иностранцы - высококвалифицированные специалисты) и неработающим членам их семей компенсацию оплаты (расходов) проезда к месту проведения отпуска и обратно на основании трудового договора, в т.ч. за проезд за пределы РФ.

Правомерно ли в данном случае относить вышеуказанные затраты в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ)?

Аналогичный вопрос затронут в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17.02.2011 № 03-03-06/1/105 и из которого следует, что подобные выплаты уменьшают налогооблагаемую базу.

2) Просим дать разъяснения по включению в состав расходов для целей налогообложения образцов выпускаемой продукции для проведения контроля и надзора. Организация планирует проводить ежедневный разовый контроль выпускаемой продукции на проверку качества выпущенной первой продукции за рабочий день для возможности начала работы и выпуска качественной продукции. Процедура будет включать в себя отбор образцов готовой утренней продукции сотрудниками контроля качества, проведение испытаний и проверка ее качества, составление акта с заключением, подписанных ответственными лицами. Расходы направлены на повышение качества и, соответственно, на наш взгляд, экономически оправданны. Можно ли включить в расходы для уменьшения налогооблагаемой базы расходы на изготовление контрольных образцов использованной и соответственно негодной к продаже продукции?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в части учета для целей налогообложения прибыли расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, не относящихся к расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, сообщает следующее.

На основании положений статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон № 4520-1) лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.93 № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом № 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.89 № 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" в Кемеровской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,3.

Статьей 325 Трудового кодекса РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ определено, что в целях налогообложения налогом на прибыль в состав расходов включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

Таким образом, если коллективными, трудовыми договорами или локальными нормативными актами организации, в которой начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенной к расположенным в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, предусмотрена компенсация стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, расходы на указанные выплаты могут быть включены в состав налоговой базы по налогу на прибыль.

По вопросу включения в состав расходов для целей налогообложения образцов выпускаемой продукции для проведения контроля и надзора сообщаем, что в Министерстве финансов РФ, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.С.Кизимов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x