Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ГД-4-3/15825 от 12.08.2014

Об обложении средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 21.07.2014 № 03-04-07/35645) по вопросу налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный государственный советник РФ III класса Д.Ю. Григоренко


Приложение
Письмо
Министерства финансов РФ
от 21.07.2014 № 03-04-07/35645

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 217 Кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 02.10.2012 № 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.10.2012 № 161-ФЗ), от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.10.2012 № 161-ФЗ установлено, что положения пункта 14.1 статьи 217 Кодекса применяются в отношении грантов, полученных после 1 января 2012 года.

Вместе с тем Кодексом не предусмотрена аналогичная норма в отношении фермеров, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенную систему налогообложения.

Так, в соответствии со статьями 346.5 и 346.15 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.1 или главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункту 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется, в том числе, путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166, гранды на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров.

Приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 № 172 утверждена целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", предусматривающая выделение грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также оказание единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров на условиях софинансирования соответствующих региональных программ. Указанные меры поддержки оказываются в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на его создание и развитие, а также на единовременную помощь на его бытовое обустройство, должны отражаться в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В.Трунин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x