Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/4/32634 от 12.08.2013

Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов от оказания платных услуг, оказываемых казенным учреждением, и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 33.1пункта 1 статьи 251НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В связи с этим, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (выполняемым работам), иным государственным (муниципальным) функциям, оказание (выполнение) которых связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Учитывая, что казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в перечень государственных (муниципальных) услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Как следует из запроса, в рассматриваемой ситуации платные услуги, выполняемые казенным учреждением, отсутствуют в утвержденном в установленном порядке перечне государственных услуг (функций).

В этой связи доходы казенного учреждения, полученные от оказания платных услуг, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Казенные учреждения, получившие средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли организаций на казенные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет предпринимательской деятельности и иных источников.

В связи с этим расходы, произведенные казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Таким образом, если расходы казенного учреждения, связанные с оказанием платных услуг, осуществлялись за счет средств лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, оснований для уменьшения доходов, полученных от оказания платных услуг, не имеется.


Врио директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой

С началом 2011 года в России стартовала бюджетная реформа, в ходе которой часть учреждений была преобразована в казенные. Цель образования этих учреждений – реализация полномочий государства посредством оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, исполнения государственных (муниципальных) функций (ст. 6 БК РФ).

Между тем казенным учреждениям не запрещено заниматься платной деятельностью. Однако абсолю...

Аудитор Л. С. Смирнова

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта