Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/4/121 от 28.12.2012

Налог на прибыль: учет расходов на изготовление спецмаро, которые не были реализованык

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> сообщает следующее.

Статьей 247 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, в свою очередь, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 704 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 785 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212" (далее - Постановление № 704), вступившим в силу 13 июля 2012 года, для алкогольной продукции введены в обращение федеральные специальные марки нового образца.

Согласно пункту 2 указанного постановления Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка поручено обеспечить возврат до 1 сентября 2012 года Федеральному государственному унитарному предприятию "Гознак" (далее - ФГУП "Гознак") федеральных специальных марок старого образца, находящихся на основании данных инвентаризации в территориальных органах и не выданных организациям-производителям по состоянию на 20 июля 2012 года.

Таким образом, нормативное правовое регулирование отношений в сфере обращения федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции обязывает территориальные органы осуществить возврат ФГУП "Гознак" федеральных специальных марок старого образца, не выданных организациям-производителям по состоянию на 20 июля 2012 года. При этом ФГУП "Гознак" обязано возвратить денежные средства за возвращенные ему марки старого образца.

Следовательно, в рассматриваемом случае расходы по изготовлению специальных марок, которые не были реализованы, а также расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) специальных марок старого образца для последующего уничтожения в силу Постановления № 704 обусловлены производственной деятельностью.

В этой связи считаем, что в силу Постановления № 704 расходы по изготовлению специальных марок, которые не были реализованы (включая остатки незавершенного производства), расходы в виде стоимости приобретаемых (выкупаемых) специальных марок старого образца для последующего уничтожения, а также расходы, связанные с их уничтожением, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы документально подтверждены надлежащим образом.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В.Трунин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x