Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-4-2/4846 от 21.03.2013
Об исполнении обязанности банками по приостановлению транзитных валютных счетов
Федеральная налоговая служба <...> сообщает следующее.
Порядок приостановления операций по счетам в банках регулируется статьей 76 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Согласно пункту 6 указанной статьи решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" транзитный валютный счет банки открывают для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом. Транзитный валютный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления организации. Поэтому специальный транзитный валютный счет не обладает признаками счета, определенного пунктом 2 статьи 11 Кодекса. Аналогичный вывод сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01.
Таким образом, у кредитных организаций отсутствует обязанность исполнения решений налоговых органов в части приостановления операций по транзитным валютным счетам, так как транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, определенными для целей налогового законодательства.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»