
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/70802 от 21.07.2025
НДС и налог на прибыль при увеличении стоимости выполненных работ (оказанных услуг)
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в сторону увеличения.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в сторону увеличения Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.
На основании пункта 10 статьи 172 НК РФ корректировочные счета-фактуры выставляются продавцами при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости выполненных работ (оказанных услуг).
При этом нормами Кодекса какие-либо ограничения в отношении периода, за который может быть произведен перерасчет стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, не предусмотрены.
Согласно положениям пункта 13 статьи 171 и вышеуказанного пункта 10 статьи 172 Кодекса при изменении стоимости выполненных работ в сторону увеличения, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) выполненных работ, вычетам у покупателя этих работ подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости выполненных работ до и после такого увеличения, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Учитывая изложенное, при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в сторону увеличения покупатель этих работ (услуг) имеет право на вычет указанных сумм налога на добавленную стоимость при соблюдении вышеназванных условий независимо от периода выполнения таких работ (услуг).
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по налогу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
При этом не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса).
Также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3115-О отмечено, что положения Кодекса определяют размер налоговой обязанности исходя из фактических (неискаженных) показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принимая указанное во внимание, по нашему мнению, уменьшение налогоплательщиком налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет. Поэтому при обнаружении в 2025 году ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
21.07.2025
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
