Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/523 от 08.10.2012
Налог на прибыль: расходы на подарки партнерам
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу учета расходов на приобретение подарков клиентам сообщает следующее.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Согласно статье 252 Кодекса подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Таким образом, дарение подарков является безвозмездно переданным имуществом, следовательно, затраты на приобретение этих подарков не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса.
Об учете расходов на приобретение подарков клиентам
Накануне Нового года компании несут дополнительные расходы. Проведение праздничного банкета, одаривание партнеров по бизнесу сувенирами, покупка праздничной продукции сотрудникам и чиновникам требуют немалых затрат. И если для сотрудников — это радость, то для работодателя — головная боль. Однако в одаривании есть и положительные моменты: необычные корпоративные сюрпризы запомнятся на весь последующий год и будут прекрасной рекламой для организации.
В бизнесе принято дарить подарки не только на Новый год или 8 марта, но и в связи с другими памятными датами: заключением крупной сделки, юбилеем сотрудника или днем рождения компании-партнера. Поэтому данная тема касается каждого хозяйствующего субъекта, который должен быть готов к таким расходам.
Дарим подарки партнерам
Для признания расходов в базе по налогу на прибыль необходимо, чтобы они были экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Важно знать: подарки стоимостью свыше 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).
Подарки партнерам признаются безвозмездной передачей, следовательно, расходы на их приобретение не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако в данном случае можно схитрить и принять их к учету как рекламные.
В качестве обоснования можно указать следующие аргументы: сувенирная продукция содержит сведения об организации, к примеру, логотип, ее название, ко всему прочему вручается не одному конкретному лицу, а неопределенному кругу лицу. Пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ определено, что расходы на приобретение и вручение призов, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к организации, признаются в базе по налогу на прибыль, как расходы на рекламу. Причем подобные суммы являются нормируемыми и признаются в размере 1 процента от выручки.
Обложение НДС
Что касается обложения НДС, укажем сразу: НДС начислять придется. Объясняется просто: передача подарков признается безвозмездной передачей имущества (п. 1 ст. 146 НК РФ). Организация имеет право принять к вычету «входной» НДС со стоимости подарков.
В случае если компания учла расходы как рекламные, то НДС начислять не нужно. Но данная льгота распространяется только на товары, расходы на приобретение которых не превышают 100 рублей. При этом суммы «входного» НДС включаются в стоимость товаров (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 27.04.2010 № 03-07-07/17).
НДФЛ и взносы
НДФЛ и взносы уплачивать не нужно, поскольку указать, кому предназначается подарок сложно. А вот если вы планируете одарить сотрудников, то подарок не облагается НДФЛ только в том случае, если его стоимость не превышает 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). Для того чтобы сэкономить на страховых взносах, предлагаем заключить с сотрудниками договор дарения. Объясним почему. Выплаты и вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности, не относятся к объекту обложения страховыми взносами (ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009). Данное мнение подтверждает также письмо Минздравсоцразвития России в письме от 06.08.2010 № 2538-19.
Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности на имущество (ст. 574 ГК РФ). Следовательно, страховые взносы начислять не нужно.
Кстати, расходы на подарки работникам также нельзя учесть в базе по налогу на прибыль. На это не раз указывали специалисты финансового министерства. Например, в письме от 21.02.2011 № 03-03-06/4/12 они отмечают, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не связаны с производственными результатами работников, а следовательно, не соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Логика Минфина России понятна, так как в этом случае сотрудники поощряются не за достижение производственных результатов, длительный стаж работы и отменную дисциплину, а просто в связи с наступлением определенного дня (праздничной даты).
Однако и тут можно схитрить, предусмотрев вручение подарков в связи с памятными датами в трудовом договоре с работниками. В таком случае расходы можно принять к учету как расходы на оплату труда (п. 2 ст. 255 НК РФ).
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»