Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-05-02/101 от 09.10.2012, № 03-05-05-02/104 от 10.10.2012
Земельный налог: обязательность использования коэффициента 2
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Учитывая изложенное, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, при изменении вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода.
Письмо
Министерства финансов РФ
от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104
Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.
Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.
Момент применения
Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:
- разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
- свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».
Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.
С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?
Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Аналогичные выводы приведены в письмах Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-05-02/05, от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120.
Не применять невозможно
Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.
По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.
Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Земельный налог: начало применения коэффициента 2
Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.
Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.
Момент применения
Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:
- разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
- свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».
Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.
С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?
Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Аналогичные выводы приведены в письмах Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-05-02/05, от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120.
Не применять невозможно
Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.
По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.
Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»