Федеральный закон
№ 161-ФЗ, № 162-ФЗ от 02.10.2012
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Принят Государственной Думой 19 сентября 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012 года
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015, 5023; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003, № 1, ст. 6, 10; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 30, ст. 3083; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3517, 3518, 3522; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 25, ст. 2428; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3112, 3128, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 12, ст. 1233; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416, 5432; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3611, 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723, 5749; 2009, № 1, ст. 13; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737, 1746; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 48, ст. 6247, 6250; 2011, № 1, ст. 7; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7016, 7017, 7037, 7043; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3587) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 164 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенного яйца; спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей.";
2) статью 217:
а) дополнить пунктом 14.1 следующего содержания:
"14.1) суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;";
б) дополнить пунктом 14.2 следующего содержания:
"14.2) субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;";
3) статью 284 дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:
"1.3. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.";
4) подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.26 дополнить абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;".
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) статью 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3413; 2003, № 46, ст. 4443);
2) абзацы четвертый - шестой, девятый, десятый и семнадцатый - двадцать первый статьи 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 46, ст. 4443);
3) статью 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1233);4) статью 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4013);
5) Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6041);
6) часть 1 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3611);
7) статью 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3614);
8) пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5519);
9) статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 314-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 22);
10) Федеральный закон от 29 июня 2009 года № 140-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 26, ст. 3138).
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
2. Положения пунктов 14.1 и 14.2 статьи 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 года.
3. Положения подпункта 5 пункта 2 статьи 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по 31 декабря 2017 года включительно.
4. Положения абзаца второго подпункта 1 пункта 2.2 статьи 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по 31 декабря 2017 года включительно.Федеральный закон
от 02.10.2012 № 162-ФЗ
Принят Государственной Думой 18 сентября 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012 года
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3443; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 39; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 3991, 4013; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 27, ст. 3126; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 19, ст. 2291; № 32, ст. 4298; № 47, ст. 6034; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 9, 21; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4583, 4587, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729; № 49, ст. 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 251 дополнить подпунктом 19 следующего содержания:
"19) средства, которые получены объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", и предназначены для формирования фонда компенсационных выплат и осуществления компенсационных выплат, предусмотренных указанным Федеральным законом.";
2) пункт 2 статьи 294 дополнить подпунктом 1.4 следующего содержания:
"1.4) суммы отчислений в формируемый в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" фонд компенсационных выплат по договорам сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой;".Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие положений подпункта 19 пункта 2 статьи 251 и подпункта 1.4 пункта 2 статьи 294 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
О внесении изменений, касающихся налогообложения сельхозтоваропроизводителей
Об упрочении позиций сельхозпроизводителей
С 1 января 2013 года вступают в силу два Федеральных закона, призванные укрепить финансовое положение предприятий сельскохозяйственной отрасли за счет снижения налогового бремени.
Новшества предусмотрены как для юридических, так и для физических лиц. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные рассматриваемыми законами, в статьи Налогового кодекса РФ 217 (Налог на доходы физических лиц) и 284 (Налог на прибыль организаций).
Для кого льготы
Сразу оговоримся, что не все налогоплательщики смогут воспользоваться налоговыми преференциями. Да и льготы отнюдь не новые, так как почти все принятые льготы действовали и ранее. Они были введены и активно пролонгировались до настоящего времени иными многочисленными поправками в законы, нормы которых собственно и отменяются настоящим законом за ненадобностью (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2012 № 161-ФЗ).
Публикуемый Федеральный закон № 161-ФЗ от 02.10.2012 года распространяет свое действие на следующие категории налогоплательщиков:
1. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
2. Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ;
3. Рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
Напомним, что сельскохозяйственными товаропроизводителями из числа юридических лиц, а именно на эту часть сельхозпроизводителей распространяется статья 284 Налогового кодекса РФ, а и значит, новая льгота, признаются:
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в т. ч. на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что доля дохода от реализации, произведенной ими сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг);
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов должна составлять в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Помимо этого сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Доля доходов от реализации сельхозпродукции также не должна превышать 70 процентов в общем доходе от реализации.
Обратите внимание: к «льготникам» не отнесены иные категории рыбохозяйственных организаций, только градо- и поселкообразующие организации.
А теперь разберем саму льготу.
Льгота главам крестьянских хозяйств
Законодатели дополнили статью 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» нормой, в соответствии с которой суммы, полученные (представленные) главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не облагаются налогом на доходы физических лиц.
К бюджетным средствам отнесены:
- гранты на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;
- единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фермера;
- гранты на развитие семейной животноводческой фермы;
- субсидии.
Интересно, что налогоплательщики - физические лица уже пользуются аналогичным льготами на доходы, полученными ими от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (п. 13 ст. 217 НК РФ), а также по средствам, полученным из бюджетов в целях развития личного подсобного хозяйства (п. 13.1 ст. 217 НК РФ).
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства тоже уже имеют льготу в виде освобождения от налогообложения доходов, получаемых в своем хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации. Но только в течение первых пяти лет, считая с года регистрации хозяйства.
С 2013 года и главы крестьянских (фермерских) хозяйств будут пользоваться привилегиями. Как указано выше, средства, полученные из бюджетов любого уровня бюджетной системы, не будут облагаться по ставке 13 процентов. При этом освобождение применяется в отношении грантов и субсидий, полученных уже с начала этого (2012) года.
Льгота по НДС
Статьей 164 Налогового кодекса РФ закреплено применение льготной ставки по налогу на добавленную стоимость - 10 процентов.
По данной ставке облагается реализация некоторых продовольственных товаров, в том числе скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных) и пр. Однако ассортимент животноводства не ограничивается мясом, молоком и семенами. К тому же новая льгота призвана улучшить ситуацию на сельскохозяйственном рынке с племенными породами живности. Поэтому законодатели расширили перечень продукции сельскохозяйственного назначения, реализация которой с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года будет облагаться по ставке 10 процентов. Это коснется реализации:
- племенного крупного рогатого скота;
- племенных свиней;
- племенных овец;
- племенных коз;
- племенных лошадей;
- племенного яйца;
- спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
- эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей.
Льгота сельхозпроизводителям – юридическим лицам
Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, и рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, но не перешедшие по тем или иным причинам на уплату единого сельскохозяйственного налога пережили многое. Ведь им столько раз корректировали и пролонгировали действие нулевой или пониженной ставки, принятой разными сопутствующими законами. На этот раз законодатели отменили все ранее принятые поправки и напрямую внесли льготу в Налоговый кодекс РФ. В настоящее время в соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ предусмотрены такие ставки:
- в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
- в 2013 - 2015 годах - 18 процентов;
Однако новым законом налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозпроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов. Об этом сказано в новом пункте 1.3, внесенном в статью 284 Налогового кодекса РФ.
Действие «новой» льготы начнется со следующего года и не ограничено во времени.
Льгота для потребкооперации
Нормами налогового законодательства для налогоплательщиков, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), предусмотрено, что на уплату единого налога не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п.2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Указанное ограничение не применяется в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
Такое послабление законодатели пересматривали не один раз. Сначала потребкооперации дали фору до 2010 года, потом до 2013. Но все ранее принятые отдельные нормы теперь отменили, и внесли норму непосредственно в Налоговый кодекс РФ - дополнили подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.26 соответствующим абзацем. Правда и на этот раз льготу потребкооперации дали временно, до конца 2017 года.
Льгота для страховщиков сельскохозяйственного страхования
Напомним, что помимо самих сельхозтоваропроизводителей законодатели поддерживают и корпоративное страхование. Так, с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства".
Положения этого закона касаются оказания государственной поддержки по договорам сельскохозяйственного страхования.
Справка: сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой - страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.
Порядком оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования предусмотрено формирование объединений страховщиков.
Объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой объединение, основанное на принципе добровольного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и установления правил деятельности при осуществлении сельскохозяйственного страхования.
Объединение страховщиков обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими сельскохозяйственного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для объединения страховщиков и его членов правила и контролирует их соблюдение, представляет и защищает интересы членов объединения, а также осуществляет ряд иных функций.
Кроме того, указанным законом объединению страховщиков разрешено формировать фонд компенсационных выплат (за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий) и осуществлять компенсационные выплаты.
Именно эти средства, получаемые объединением страховщиков, и были отнесены Федеральным законом от 02.10.2012 № 162-ФЗ к категории целевых поступлений, которые не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этих целях в пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ добавили новый подпункт 19.
Законодатели внесли поправку по новым страховщикам в отдельно регулируемую в отношении страховщиков статью 294 Налогового кодекса РФ. К расходам страховых организаций теперь относятся суммы отчислений в фонд компенсационных выплат по договорам сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Таким образом, отчисления в компенсационный фонд учитывается единообразно с отчислениями в страховые резервы, в резервы гарантий, резервы текущих компенсационных выплат и т. д.
Данные льготы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»