Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/467 от 06.09.2012
Налог на прибыль: подтверждение расходов на рекламу
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу о подтверждении для целей налогообложения прибыли организаций расходов на рекламу сообщает следующее.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Первичными документами, подтверждающими расходы на рекламу через эфирные средства массовой информации, могут быть:
- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;
- эфирные справки при размещении рекламы на телевидении или радио.
Пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, при размещении рекламы в эфирных средствах массовой информации посредством привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, могут служить как эфирные справки или иные подобные документы, выданные непосредственно теле- или радиокомпанией, так и графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы (по сути выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы.
О подтверждении расходов на рекламу
При определении базы по налогу на прибыль в состав расходов включают:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, на оформление витрин, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах);
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные виды «рекламных» затрат можно включать в базу в полном объеме. Затраты же на приобретение (изготовление) призов, вручаемых во время проведения рекламных кампаний, и затраты на иные виды рекламы для целей налогообложения принимаются лишь в размере одного процента выручки.
Размещая рекламу в эфирных СМИ с привлечением рекламного агентства, подтвердить факт оказания услуг по размещению рекламного материала можно эфирными справками или иными документами, содержащими необходимые реквизиты (дату, время размещения рекламы, наименование телеканала, вид материала), выданные телеканалом. Эта позиция озвучивалась и ранее в письме Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71.
К услугам рекламного характера, расходы на которые принимаются к уменьшению налогооблагаемой прибыли, относятся и услуги по размещению информации о товарах в каталогах. Затраты на услуги по размещению такой информации в каталогах можно учесть в базе в полном объеме на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 27.09.2012 № 03-03-06/1/508).
Обратите внимание: не вся информация, размещаемая вами в СМИ, газетах, журналах, а также путем воспроизведения на телевидении, может быть отнесена к рекламной.
Напомним, что реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование, поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
К примеру, квалифицируя расходы, связанные с размещением в СМИ объявлений о подборе персонала для целей налогообложения прибыли, нельзя отнести их к рекламным, поскольку в таком случае нет объекта рекламирования и самой цели рекламирования товара.
По этой причине затраты на опубликование в СМИ объявлений о наборе сотрудников, не списываются как рекламные, а относятся к прочим расходам (письмо Минфина России от 23.09.2011 № 03-03-06/1/585*).
«Рекламные» расходы должны быть подтверждены
Для того чтобы включить расходы в базу, уменьшающую прибыль, они должны соответствовать обязательным критериям, одним из которых является документальное подтверждение.
При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при проведении какой-либо хозяйственной операции. Поэтому при решении вопроса о возможности учета расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают ли представленные плательщиком документы факт осуществления затрат.
Говоря о документальном подтверждении расходов на размещение рекламы в эфирных СМИ посредством привлечения рекламного агентства, обозначим, что такими «оправдывающими» первичными документами могут быть:
- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;
- эфирные справки при размещении рекламы на телевидении или радио.
Если фирма надлежащим образом подтверждает расходы на рекламу в СМИ, на телевидении, на наружную рекламу, проведение рекламных мероприятий, то судьи не против учета таких затрат при налогообложении прибыли даже несмотря на отсутствие лицензионного договора на рекламируемый товар. Так было и в постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2012 № А41-43832/09.
Налоговые органы были против учета в базе расходов на рекламу. И доводы нашлись: у общества не оказалось лицензионного договора на использование товарного знака. Компания рекламировала чужой товарный знак.
Однако судьи посчитали, что фирма несла расходы на рекламу осуществляемой им деятельности и приобретенной продукции (а не на рекламу товарного знака). Эти затраты являются экономически оправданными и связанными с предпринимательской деятельностью плательщика, имеющей своей целью получение прибыли, а также документально подтверждены. Поэтому включение этих расходов в состав затрат правомерно. Отсутствие лицензионного договора не влияет на право общества учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль. Тем более что использование товарного знака производилось в соответствии с лицензионным соглашением, заключенным с правообладателем товарного знака.
* Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2011, № 20.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»