Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-3/15909@ от 24.09.2012
Водный налог при заборе воды из поверхностных водных объектов
Федеральная налоговая служба по вопросу уплаты водного налога водопользователями, осуществляющими забор воды из поверхностных водных объектов после 01.01.2007 разъясняет следующее.
Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс), не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Положениями статьи 5 вышеназванного закона определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.
Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.
Таким образом, если организация - водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.
По окончанию срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.
После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в пункте 2 статьи 333.8 Кодекса, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.
Данная позиция согласована с департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 21.12.2009 № 03-06-05-02/7).
Об уплате водного налога
В опубликованном письме ФНС России рассмотрела, в каком случае организация, использующая поверхностные водные объекты, признается плательщиком водного налога. Разъяснения касаются водопользователей, которые забирают воду из поверхностных водных объектов на основании соответствующих документов, заключенных и выданных как до, так и после 1 января 2007 года (дня вступления в силу Водного кодекса от 03.06.2006 № 74-ФЗ).
О признании налогоплательщиком
Условия, когда организация не признается плательщиком водного налога, названы в пункте 2 статьи 333.8 Налогового кодекса. Это пользование водным объектом по договору водопользования или согласно решению о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
Как быть тем организациям, которые используют водные объекты на основании, в частности, лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса? Ведь у них сохранены права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании упомянутых лицензий до истечения срока их действия (см. ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ).
Согласно разъяснениям ФНС России в опубликованном письме, если организация - водопользователь использует поверхностные водные объекты на основании лицензии и срок ее действия на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога, и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.
После того как взамен этих лицензий указанная организация заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным Водным кодексом, она перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в пункте 2 статьи 333.8 Налогового кодекса, и с нее будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.
О представлении декларации
Декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в ИФНС по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.11, п. 2 ст. 333.14, п. 1 ст. 333.15 Налогового кодекса).
Таким образом, не позднее 20 октября 2012 года в ИФНС по местонахождению объекта налогообложения следует сдать налоговую декларацию за III квартал текущего года.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения, утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н.
О применении льготной налоговой ставки
Ставки водного налога указаны в статье 333.12 Налогового кодекса. Пунктом 3 указанной статьи кодекса предусмотрена льготная ставка водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды. Она применяется при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.
Вопросу применения льготной ставки посвящены письма Минфина России от 14.12.2011 № 03-06-05-02/6 и ФНС России от 17.01.2012 № ЕД-4-3/292@. Согласно им, из содержания пункта 3 статьи 333.12 кодекса следует, что налоговая ставка в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров забранной воды распространяется:
- на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению,
- на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии на водопользование, и заключенном в соответствии с ней договоре на водопользование.
Допустим, организация самостоятельно не осуществляет питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения, а передает воду специализированным компаниям, занимающимся указанным видом деятельности. Тогда применение такой организацией в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденные соответствующими документами) льготной ставки правомерно. Условие - отражение в лицензии на водопользование соответствующих данных.
О заборе воды, как объекте налогообложения
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. В пункте 2 статьи 333.9 кодекса приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Значит, в случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в этом перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.
Забор воды из подземного водного объекта для последующего закачивания ее в пласт при разработке нефтяного месторождения не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Следовательно, такой забор воды подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России от 15.05.2012 № 03-06-05-01/60 и ФНС России от 30.05.2012 № ЕД-4-3/8808@).
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»