Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-4-2/14090 от 27.08.2012

Хранение информации электронной контрольной ленты ККМ

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Положение), документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергозависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее пяти лет с даты окончания их использования.

Согласно пункту 4.4.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 № 4/69-2002, контрольно-кассовая техника обеспечивает формирование по запросам следующих отчетов по информации, зарегистрированной в электронной контрольной ленте защищенной:

  •  отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне дат;
  •  отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен;
  •  итоги смены по номеру смены;
  •  отчет итогов активизации;
  •  документ по номеру КПК;
  •  контрольная лента по номеру смены.

Пунктом 4.5.1 Методических указаний предусмотрено, что отчетные документы, указанные в пункте 4.4.1, распечатываются контрольно-кассовой техникой на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, в настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение срока, указанного в пункте 14 Положения.


Действительный государственный советник РФ III класса С.Н.АНДРЮЩЕНКО
Комментарий эксперта

Об обязанности хранения контрольной ленты организациями и ИП

Контрольная лента – это первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о ККТ и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. Такое определение дано в пункте 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение). Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470.

Современные кассовые аппараты оснащены электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ). Данное техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ) обеспечивает:

  •  регистрацию, защищенную от необнаруживаемой коррекции;
  •  энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

Об этом говорится в пункте 1.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент, защищенных в контрольно-кассовых машинах (далее – Методические указания). Они утверждены Протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 № 4/69-2002.

В ЭКЛЗ обеспечивается долговременное хранение информации о кассовых операциях, проведенных на ККМ. С помощью запросов из ЭКЛЗ по номеру документа могут быть получены его данные, по номеру смены - контрольные ленты, по заданному периоду - обобщенные отчеты. Информация из ЭКЛЗ может быть распечатана на ККМ или сохранена в электронном виде на ином носителе.

Согласно разъяснениям ФНС России в опубликованном письме, в настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, информацию из ЭКЛЗ, в частности, контрольную ленту, должны хранить не меньше пяти лет с даты окончания ее использования не в электронном виде, а распечатав ее на бумаге.

Это вытекает из:

  •  пункта 14 Положения;
  •  пунктов 4.4.1, 4.5.1 Методических указаний.

Отметим, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. Однако во избежание споров с контролирующими органами рекомендуем придерживаться срока, указанного в опубликованном письме. Тем более что этот промежуток времени определен на основании Положения, которое разработано во исполнение пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Напомним также, что согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность

По статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  •  искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  •  искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Следует иметь в виду, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статье 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 КоАП РФ. Исключение составляют граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 15.3 КоАП РФ).

Согласно статье 120 Налогового кодекса РФ, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, влечет взыскание штрафа в размере:

  •  10 000 рублей, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;
  •  30 000 рублей, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода;
  •  20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если те же деяния повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей данной статьи Налогового кодекса РФ понимается в том числе отсутствие первичных документов.

Налоговый консультант А.П. Горшков

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта