Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/64 от 16.07.2012
НДС: обложение операций по распространению рекламной продукции
<…> по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по распространению рекламной продукции департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
На основании содержания указанной нормы Кодекса во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса в части определения реализации товаров в целях налога на добавленную стоимость как передачи права собственности на них, в том числе на безвозмездной основе, распространение рекламной продукции, стоимость которой превышает 100 рублей, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
О налогообложении НДС операций по распространению рекламной продукции
Передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, обложению НДС не подлежат. Бесплатное же распространение рекламной продукции стоимостью более 100 рублей, облагается НДС в общем порядке. К примеру, передача в рекламных целях каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, облагается НДС в общем порядке (письмо Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-11/424).
Специалисты налогового ведомства в письме ФНС России по г. Москве от 09.02.2010 № 16-15/13276 говорят, что для обоснованного применения данной льготы плательщик должен подтвердить, что передача подарка (приза) соответствует понятию «реклама». Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Также при применении льготы компании обязаны вести раздельный учет.
По необлагаемым НДС операциям по передаче рекламной продукции стоимостью менее 100 рублей, нельзя принять к вычету сумму налога, предъявленную при приобретении товаров для рекламной раздачи. Эту сумму НДС нужно учитывать в стоимости товаров.
Проще говоря, при реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составили менее 100 рублей, НДС не начисляется.
В случае реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляют более 100 рублей, НДС начисляется в общеустановленном порядке (письмо УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 № 16-15/042432).
Безвозмездная передача…
Инспекторы полагают, что передача продукции в ходе рекламной дегустации является безвозмездной передачей товаров в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Поскольку в данном случае стоимость продукции, списанной при проведении рекламных акций, составляет менее 100 рублей за единицу продукции, такая передача товаров не подлежит обложению НДС.
По этой причине суммы «входного» НДС по купленным товарам или сырью, материалам, использованным при изготовлении продукции стоимостью менее 100 рублей, к вычету не принимаются и учитываются в стоимости такой продукции. Если же продукты изначально приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС, ранее принятый по ним «входной» НДС подлежит восстановлению в налоговом периоде, в котором продукция передана для использования в рекламных целях.
Налоговые органы полагают, что общество должно было облагать передачу рекламной продукции НДС как операцию по реализации товаров на безвозмездной основе и восстановить сумму НДС, которая ранее предъявлялась при приобретении продукции, в дальнейшем списанной при проведении рекламных акций.
Судьи опровергли эти выводы. Они заявили, что проводя рекламные акции в виде дегустации продукции, плательщик преследовал определенную предпринимательскую цель: привлечение внимания к своей деятельности со стороны третьих лиц. Расходы на рекламные мероприятия, в том числе дегустации, включались в стоимость реализованной продукции. То есть стоимость дегустированной продукции включена налогоплательщиком в себестоимость реализации, в связи с чем передача для дегустации продукции третьим лицам не может рассматриваться как безвозмездная сделка.
Стоимость продукции, приобретенной в рекламных целях, облагалась НДС в составе цены реализуемых товаров. Следовательно, предложение инспекции уплатить НДС со стоимости рекламных товаров фактически является требованием повторной уплаты налога по части стоимости товаров, уже полностью обложенных НДС.
Передача продукции в рекламных целях не является товаром для целей Налогового кодекса РФ, поскольку не предназначена для реализации, и цель такой передачи - увеличить реализацию других товаров (работ, услуг).
Получается, что проведение рекламных дегустаций продукции не влекло передачу права собственности на продукцию, не приводило к возникновению самостоятельного объекта обложения НДС. В связи с этим суды посчитали необоснованным довод инспекторов о восстановлении сумм НДС (постановление ФАС Московского округа от 26.04.2011 № КА-А40/2112-11).
… или передача товара для собственных нужд
Как показывает практика, споры по данному вопросу между плательщиками и контролирующими органами неизбежны. Фирмы, как правило, считают, что объекта обложения НДС при передаче рекламных материалов не возникает, когда распространение рекламной продукции является передачей товара для собственных нужд, а не его реализацией.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2012 № А03-11940/2011 рассматривалось дело, в котором инспекция доначислила НДС за неправомерное предъявление обществом к вычету НДС по операциям, связанным с приобретением и распространением в рекламных целях журнала, стоимостью менее 100 рублей за единицу.
Приобретенный компанией журнал (стоимостью менее 100 руб.) распространялся в рекламных целях путем вложения в различные периодические печатные издания.
Судьи установили, что журналы приобретались не для производства собственной продукции, а для ее рекламы и реализации.
В следующем постановлении ФАС Московского округа от 23.03.2012 № А40-47825/11-116-132 инспекторы также сочли неправомерным принятие к вычету НДС, предъявленного обществу поставщиками рекламной продукции, поскольку оно осуществляет торговую деятельность, а вычет применим только к производственным организациям. Налоговая инспекция посчитала, что передача товаров в рекламных целях является объектом обложения НДС и, поскольку такая передача в силу подпункта 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не облагается НДС, то «входной» НДС, приходящийся на указанную операцию, не может быть принят к вычету (а должен быть учтен в стоимости рекламных материалов) и подлежит восстановлению в периоде, когда осуществлена соответствующая реализация рекламных материалов.
Судьи не согласились, исходя из того, что плательщик вправе принять НДС, предъявленный поставщиками рекламных товаров, к вычету в полном объеме, поскольку передача рекламных материалов квалифицируется как передача товаров для собственных нужд, не облагаемая НДС, но осуществляется для целей основной деятельности, облагаемой НДС.
Фирма осуществляла торговую деятельность, передавая неопределенному кругу лиц в рекламных целях товары, приобретенные у третьих лиц, стоимость единицы которых не превышает 100 рублей (рекламные буклеты, иная печатная продукция, зубная паста и др.).
Распространение рекламных материалов производилось для собственных нужд, так как в конечном счете направлено на увеличение экономических показателей из-за повышения интереса к продаваемой продукции.
Стоимость рекламных материалов списывалась в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Передача товаров для собственных нужд образует объект обложения НДС только в том случае, если расходы на их приобретение не учитываются при налогообложении прибыли.
Таким образом, объект обложения НДС при распространении рекламных товаров отсутствовал.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»