Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-3/14503 от 31.08.2012
О порядке применения повышающего коэффициента к норме амортизации
Федеральная налоговая служба <...> по вопросу применения повышающего коэффициента к норме амортизации сообщает следующее.
<...> , налогоплательщик в марте 2012 года представил уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль по причине применения повышающего коэффициента к норме амортизации по амортизируемому имуществу. Для подтверждения правомерности применения повышающего коэффициента налогоплательщиком представлен, в том числе, Перечень объектов основных средств с указанием категорий взрывопожарной, пожарной опасности и степени повреждения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на предприятии в 2008 году (далее – Перечень). Указанный Перечень согласован с территориальными органами МЧС России.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно правовому регулированию, а также надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, в рамках выполнения своих функций МЧС России и его территориальные органы имели основания для определения категории взрывопожарной и пожарной опасности основных средств на предприятии, отнесенному в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам.
В отношении использования указанного Перечня для подтверждения применения повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, используемых в условиях агрессивной среды, сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды, вправе использовать специальный коэффициент в отношении основных средств.
Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Из указанной нормы Кодекса следует, что право применения повышающего коэффициента законодательство связывает с фактическим нахождением объектов основных средств в условиях агрессивной среды.
Для применения повышающего коэффициента необходимо выполнение условий:
1) технология производства подразумевает наличие в производственном процессе взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной среды;
2) основное средство должно находиться в контакте с этой средой;
3) эта среда должна служить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Понятие «контакт» налоговым законодательством специально не определено. В таком случае уместно использовать общепринятое орфографическое толкование этого словосочетания как «соприкосновение, соединение чего-либо», поверхность, место, зона соприкосновения чего-либо» (из словарей Ожегова и Даля).
Таким образом, находится в контакте означает нахождение конкретной единицы основных средств в непосредственном соприкосновении с взрыво-, пожароопасной, токсичной и иной агрессивной технологической средой.
Из изложенного следует, что сначала следует определить соблюдены ли условия для применения повышающего коэффициента к норме амортизации имущества, используемого в условиях агрессивной среды.
Кодекс не устанавливает перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения повышающего коэффициента к норме амортизации.
В связи с этим факт эксплуатации основных средств с фактическим нахождением объекта основных средств в агрессивной среде или в контакте с пожароопасной средой может подтверждаться любыми доказательствами, обосновывающими данные обстоятельства.
Указанный в обращении Перечень основных средств с указанием категорий взрывопожарной, пожарной применяется в целях выполнения требований пожарной безопасности, и такой Перечень может свидетельствовать о наличии пожароопасных объектов, а не наличия конкретной агрессивной среды или контакта с такой средой.
Для сбора доказательной базы о наличии/отсутствии агрессивной среды, а также контакта с этой средой предлагается, в частности, учитывать следующее.
1. В общем случае, одним из фактов подтверждения работы в условиях агрессивной среды может свидетельствовать паспорт объекта, техническое описание и др., в которых указаны существенные условия эксплуатации основного средства.
2. В случае, если налогоплательщик заявляет наличие агрессивной среды в технологическом процессе:
2.1. и производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, то данные о видах опасных производственных объектов должны содержаться в Картах учета объектов в разделе 2 «Признаки опасности объектов»;
2.2. фактически взрыво-, пожароопасная, токсичная или иная агрессивная технологическая среда в производственном процессе отсутствует, то данное обстоятельство документируется и затем используется в качестве доказательной базы в суде.
3. Проверить наличие контакта основного средства с установленной агрессивной средой можно либо путем привлечения эксперта либо согласовать с налогоплательщиком план расположения объектов с отметкой спорных объектов и расположения окружающих их предметов с указанием агрессивной среды между ними.
Необходимо учитывать, что по данному вопросу имеется арбитражная практика и доказательную базу следует выстраивать с учетом этой практики.
Судебные инстанции, оценивая представленные доказательства организаций, руководствуются нормами Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и т. п.
В постановлениях ФАС МО от 31.01.2011 № КА-А40/17003-10 и от 13.12.2010 № КА-А40/15488-10 указано, что в качестве документального подтверждения факта нахождения объектов основных средств в условиях агрессивной среды налогоплательщик может представить:
- оформляемые в установленном порядке свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов;
- договоры на страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации экологически опасных производственных объектов;
- карты учета объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Аналогичные выводы изложены в постановлении ФАС МО от 04.03.2011 № КА-А40/1148-11. Доказательствами постоянного использования объектов основных средств в работе в условиях агрессивной среды (агрессивной технологической среды) по мнению суда являются два момента:
- отнесение объектов к категории опасных производственных объектов;
- факт государственной регистрации объектов основных средств в качестве опасных производственных на основе признаков опасности, установленных Приложением 1 к Закону № 116-ФЗ.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 № 09АП-18387/2011-АК, 09АП-18852/2011-АК, Постановлении ФАС МО от 12.12.2011 № А40-124759/10-127-711 (в передаче дела № А40-124759/10-127-711 Арбитражного суда г. Москвы в Президиум ВАС РФ отказано определением ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-3201/12) указано следующее.
Во исполнение требований Закона № 116 налогоплательщиком было получено свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, которым утвержден перечень опасных производственных объектов заявителя. Имеются лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, а также договоры страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Дополнительно налогоплательщик ссылался на то обстоятельство, что факт нахождения объектов во взрывоопасной и пожароопасной среде подтверждается включением предприятия (производственного комплекса) в перечень пожароопасных объектов, на которых в обязательном порядке создаются пожарная охрана и газоспасательная служба.
Так же суд обратил внимание на тот факт, что Кодексом не установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения повышенного коэффициента амортизации. В связи с этим факт эксплуатации основных средств в контакте с агрессивной технологической средой и (или) повышенной сменности может подтверждаться любыми доказательствами, обосновывающими данные обстоятельства.
Таким образом, любые из приведенных выше документов, а также опросы технологов и других специалистов, и т. п. могут быть использованы налоговыми органами в целях обоснования своей позиции о наличии/отсутствии агрессивной среды или наличия/отсутствия контакта с такой средой.
Представленный в обращении Перечень объектов основных средств, даже наряду с лицензией на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и Свидетельством о госрегистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией, не являются доказательством наличия/отсутствия агрессивной среды или же контакта с этой средой.
В этой связи, получение информации от МЧС России о правомерности согласования вышеназванного Перечня объектов территориальными органами МЧС России не окажет влияния на возможность применения повышающего коэффициента к норме амортизации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 259.3 Кодекса.
Одновременно сообщается, что согласно письму МЧС России (направлено в адрес письмом ФНС России от 27.06.2012 № 2-3-03/28@), территориальные органы МЧС России вправе рассматривать представленные организацией документы только в порядке консультационной помощи.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»