Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/284 от 30.05.2012

Налог на прибыль: затраты на рекламу с коммерческим обозначением организации

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу учета в целях налогообложения прибыли затрат на изготовление, размещение рекламы, содержащей информацию о коммерческом обозначении организации и об оказываемых услугах, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Данные расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли являются ненормируемыми.

Учитывая вышеизложенное, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты на изготовление и размещение в радиопередачах, в печатных изданиях, на щитах, стендах рекламной информации с указанием на коммерческое обозначение организации и реализуемые товары (работы и услуги) относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в порядке, установленном пунктом 4 статьи 264 НК РФ.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.Разгулин
Комментарий эксперта

Учет затрат на размещение рекламы

Реклама обладает рядом признаков, среди которых:

  •  оформленность рекламной информации;
  •  публичное распространение;
  •  предназначенность для неопределенного круга лиц - потребителей рекламы;
  •  определенные цели информации (формировать или поддерживать интерес).

Таким образом, реклама должна предназначаться для неопределенного круга лиц и обладать способностью вызывать и поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям.

При налогообложении прибыли фирмы вправе учесть затраты на рекламу в размере фактически понесенных расходов. Перечень таких затрат рекламного характера приведен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Рекламными признаются затраты на проведение рекламных мероприятий через СМИ, на световую и наружную рекламу, на участие в выставках и другое (п. 4 ст. 264 НК РФ).

К таковым относятся, к примеру, расходы на рекламу с использованием баннеров (письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-03-06/1/292). Если фирма размещает рекламу в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, то размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Это будет основанием для признания расходов на рекламу в качестве уменьшающих прибыль (письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/2/94).

Однако не все виды рекламных затрат признаются при налогообложении без ограничения. Расходы на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время рекламных кампаний, а также затрат на иные виды рекламы, не указанные в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

К примеру, распространение рекламы путем использования программного обеспечения, установленного в платежном терминале, без передачи рекламной информации через телекоммуникационные каналы связи относится к иным видам рекламы. Поэтому затраты на размещение рекламных баннеров в терминалах экспресс-оплаты включаются в состав расходов на рекламу в размере не более одного процента выручки (письмо Минфина России от 01.06.2012 № 03-03-06/1/287).

Рекламная информация — какая она?

Важно не перепутать информацию, содержащуюся на вывеске фирмы, которая является обязательной для доведения до потребителя, с рекламной.

Так было в следующем деле. Фирма расположила на фасадной части арендуемого здания рекламную конструкцию с информацией о своей деятельности. Контролирующие органы посчитали, что эта вывеска является рекламной конструкцией, размещенной с целью продвижения на рынке услуг, предоставляемых фирмой.

Судьи не согласились с этим, исходя из того, что данная вывеска содержит информацию о профиле деятельности организации и позволяет быстрее и эффективнее обнаружить клинику потребителями, так как она расположена над входом в помещение. Каких-либо сведений рекламного характера вывеска не содержит.

К тому же у судей имелось весомое доказательство в виде положений Закона о рекламе. Так, рекламной не признается информация, доведение до потребителя которой является обязательным. Поэтому считается, что вывески с такой информацией не содержат сведений рекламного характера.

Размещенные в месте осуществления деятельности коммерческие обозначения, профиль организации и вид оказываемых услуг не подпадают под понятие рекламы.

Вывод судей — данная конструкция не является средством наружной рекламы, а представляет собой вывеску с размещением обязательной информации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2011 № А33-2976/2011, ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2011 № Ф03-1429/2011, ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2012 № А13-9553/2011).

Не путаем рекламную и обязательную для потребителя информацию

В постановлении ФАС Уральского округа от 10.06.2011 № Ф09-3309/11-С1 речь шла о квалификации рекламной информации, размещенной на стелах и флагах. По мнению Управления наружной рекламы, установленные обществом стелы и флаги содержат рекламную информацию, так как использование товарного знака является способом распространения наружной рекламы. Кроме того, Управление полагает, что спорные конструкции (стелы и флаги) установлены для привлечения внимания потребителей к услугам, оказываемым под этим товарным знаком.

Стела содержала торговый знак компании, а также информацию с указанием ассортимента и цен на отпускаемые продукты. Флаги содержали указание на торговый знак компании.

Судьи посчитали, что спорные конструкции не являются рекламными и не содержат информации рекламного характера.

Указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой. К тому же сведения, распространение которых является для юрлица обязательным, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

По этим причинам суды признали размещенную на стелах информацию, содержащую торговый знак компании и информацию об ассортименте и ценах на отпускаемые продукты, не рекламой, а информацией о месте нахождения, наименовании организации, ценах на реализуемую продукцию. Они отметили, что данная информация не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу (обществу), виду его деятельности и реализуемой им продукции.

Относительно флагов с наименованием торговой марки, судьи высказались, что флаговые композиции не содержат какой-либо обязательной для размещения информации. На флагах изображено только наименование товарного знака. Поэтому информация, размещенная на флаговых композициях, подпадает под признаки рекламы.

Налоговый консультант Е.П. Брынчик

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x