Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/1-110 от 05.05.2012
Выездная проверка до перемены места нахождения
<…> департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и пункту 3 статьи 21, пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам.
Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Минфином России представляются организациям только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (ст. 26 Кодекса).
В связи с тем, что к обращению не приложены документы, подтверждающие полномочия представлять конкретного налогоплательщика-организацию, и отсутствует информация о конкретном налогоплательщике, оснований для ответа по существу обращения не имеется.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Таким образом, решение о проведении выездной налоговой проверки организации выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете по месту своего нахождения до внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с переменой ее места нахождения.
О вынесении решения о выездной проверке в случае смены адреса
Не секрет, что переезд фирмы с одного адреса на другой, является предметом контроля налоговых инспекторов. Дело в том, что неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами) признается одним из критериев отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Плательщиков интересует, кто вправе выносить решение о проверке — прежняя инспекция или новая?
Начнем с того, что решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 89 НК РФ).
В том случае, если фирма меняет адрес места нахождения, то необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать эти изменения.
Снятие ИП или организации с налогового учета в связи с изменением места жительства (нахождения) осуществляется только с момента внесения записи в ЕГРИП, ЕГРЮЛ.
По этой причине возникает вопрос, какой налоговый орган выносит решение о проведении проверки: инспекция по прежнему месту нахождения или инспекция, в которой фирма встала на учет уже по новому адресу?
Таким образом, налоговый орган, в котором фирма состоит на учете до дня внесения изменений о местонахождении, может вынести решение о назначении проверки (письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68).
До момента внесения записи в реестр о снятии с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства, и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении плательщика. Такие выводы содержит постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 № А19-12393/2011).
Плательщики сопротивляются
А что показывает по аналогичному вопросу судебная практика? Приведем несколько примеров судебных решений.
В одном из процессов рассматривается спор между предпринимателем и налоговым органом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 № А19-12393/2011).
Предприниматель полагает, что пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ устанавливает полномочия налогового органа при проведении проверки физического лица в зависимости от его места жительства и что указанные положения не подлежат расширительному толкованию. Для назначения проверки важен лишь факт смены места жительства и уведомление инспекции. Поэтому с даты сообщения налоговому органу, в котором налогоплательщик состоял на учете, о новом месте жительства, эта инспекция утрачивает право проведения какой-либо проверки.
В конкретном случае ИП зарегистрировался по определенному адресу 12 мая. 13 мая он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в ЕГРИП о смене адреса места жительства. Инспекция вынесла решение о проведении выездной проверки 18 мая. Однако плательщик посчитал, что это решение незаконно. Он обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения незаконным.
Суды отказали коммерсанту. Они обосновывали свой вердикт тем, что решение о проведении проверки было принято инспекцией в период, когда предприниматель состоял на учете в данном налоговом органе.
Постановка на налоговый учет индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Арбитры указали, что выездную проверку ИП вправе проводить инспекция по месту его постановки на налоговый учет, которое является местом жительства налогоплательщика.
Снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, снятие ИП с налогового учета в связи с изменением места жительства производится только с момента внесения записи в ЕГРИП.
В итоге судьи постановили, что до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии предпринимателя с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства, и этот орган вправе принять решение о проведении выездной проверки.
Данный вердикт зафиксирован в определении ВАС РФ от 09.04.2012 № ВАС-3753/12.
Требование предпринимателя к судам было мотивировано тем, что на момент вынесения решения инспекции о проведении проверки он сменил место жительства, поэтому у налогового органа отсутствовали основания для ее назначения.
Высшие судьи установили, что заявление о внесении изменений в ЕГРИП о смене адреса места жительства подано предпринимателем 13 мая. Указанные изменения внесены инспекцией 20 мая, то есть в течение пяти дней с момента поступления заявления предпринимателя.
Арбитры подтвердили, что решение инспекции о проведении выездной проверки принято правомочным налоговым органом.
Отказав предпринимателю, суды отметили, что до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета по прежнему месту жительства решение о проверке выносит инспекция, в которой он зарегистрирован.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»