Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/111 от 03.04.2012
ЕНВД: реализация товаров при использовании Интернет-ресурсов
Статьей 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, в том числе розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т. ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т. ч. в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети). Указанной статьей Кодекса определено, что под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
В случае использования в розничной торговле Интернет-ресурсов необходимо учитывать положения Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Так статьей 437 ГК РФ определено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты (предложения заключить договор), если иное прямо не указано в предложении.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, установлено, что "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Согласно статье 433 ГК РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Таким образом, при заключении сделки через Интернет-ресурс в отношении данной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.
О возможности уплаты ЕНВД при использовании Интернет –ресурсов
В опубликованном письме рассмотрена распространенная ситуация, когда индивидуальный предприниматель осуществляет розничную продажу товаров, используя для этого торговое место в торговом центре. Для привлечения покупателей, он размещает информацию о товарах на сайте в Интернете. Разберемся, можно ли применять в таком случае ЕНВД.
Применение ЕНВД
Система в виде ЕНВД в отношении розничной торговли может применяться только в следующих случаях:
- розничная торговля осуществляется через магазины, павильоны, площадь торгового зала которых не более 150 кв. м по каждому объекту (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
- розничная торговля осуществляется через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи. Такое определение можно найти в статье 346.27 Налогового кодекса РФ. К ней нельзя отнести реализацию товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе через компьютерные сети, телемагазины и телефонную связь. В таком случае налогоплательщик не вправе применять систему в виде ЕНВД и должен использовать иные режимы налогообложения (ОСНО или УСНО). Данную позицию высказывают специалисты финансового министерства в письме от 03.03.2011 № 03-11-06/3/25.
Мнение Минфина России
Свое решение о невозможности применения спецрежима в виде ЕНВД в отношении торговой деятельности с использованием буклетов, фотоснимков, Интернета, а также иных средств донесения информации о товаре до потребителя, высказывает в своих письмах Минфин России. Так, в письме от 20.04.2010 № 03-11-11/108 отмечается, что реализация товаров вне стационарной торговой сети с использованием буклетов, фотоснимков не переводится на уплату ЕНВД.
Данную точку зрения также подтверждает письмо Минфина России от 13.09.2010 № 03-11-11/239, в котором отмечается, что предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров через телефонную сеть (по объявлению в газете) вне стационарной торговой сети не переводится на вмененный режим налогообложения.<
Однако имеются письма, в которых специалисты позволяют применять ЕНВД в отношении торговли товарами с использованием Интернета. Для этого деятельность должна вестись через объекты, которые признаются объектами стационарной торговой сети.
Например, в письме от 24.01.2011 № 03-11-11/11 специалисты разъясняют, если розничная торговля товарами, выставленными на сайте в Интернете, осуществляется через объект торговли, то применение ЕНВД в отношении такой деятельности возможно. В обоснование своей позиции они указывают, что торговля должна осуществляться через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети. Тогда применение ЕНВД обоснованно (в соответствии с требованиями гл. 26.3 НК РФ), так как в данной ситуации покупатель на сайте только ознакомляется с товаром, а приобретает и оплачивает его в магазине.
Аналогичной позиции придерживается Минфин России в письме от 20.06.2011 № 03-11-06/3/71, в котором отмечает: если налогоплательщик осуществляет продажу товаров по образцам и каталогам через специализированные магазины, значит, такая деятельность может быть признана розничной торговлей и, соответственно, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Однако данные магазины должны быть признаны объектами стационарной торговой сети (на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов).
Анализируя приведенные письма, можно сделать вывод, что определяющим фактором, для применения спецрежима в виде ЕНВД в отношении розничной торговли (при использовании Интернета), является осуществление продажи через стационарный объект торговли. Реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (торговля в офисе, со склада, по почте, через телемагазины, Интернет и телефонную связь) не попадает под уплату вмененного налога.
Судьи принимая решения в аналогичных вопросах в первую очередь определяют, относится ли торговая площадь к объектам стационарной торговой сети (постановление ФАС Центрального округа от 15.04.2011 № А54-3719/2010).
Однако чтобы уплачивать ЕНВД в отношении указанного вида деятельности, важно соблюсти и иные требования, установленные главой 26.3 Налогового кодекса РФ. К примеру, среднесписочная численность сотрудников за предшествующий период не должна превышать 100 человек или доля участия других организаций в компании не должна превышать 25 процентов и другое.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»