Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/78 от 10.02.2012

О порядке учета расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, для целей налогообложения

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу о порядке учета расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей главы 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг

Согласно пункту 48.5 статьи 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией и реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Таким образом, указанные выше положения Кодекса относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если судно используется для осуществления каботажных рейсов, то есть пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах Российской Федерации, то положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса и пункта 48.5 статьи 270 Кодекса не применяются.

Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Одновременно доводим до вашего сведения, что согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях настоящего подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Налог на прибыль для судовладельцев

В Российском международном реестре судов (РМРС) регистрируются суда, осуществляющие международные перевозки, и используемые для перевозок по территории РФ. Перевозки по территории РФ называются каботажными.

Минфин России разъясняет, что не применяются положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.5 статьи 270 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), если судно, зарегистрированное в РМРС, осуществляет перевозки в Российской Федерации. Доходы и расходы в таком случае учитываются в целях определения базы по налогу на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Напомним, что в целях указанных норм под эксплуатацией понимается:

  •  перевозка грузов, пассажиров и их багажа;
  •  оказание иных услуг, связанных с перевозкой;
  •  сдача судов в аренду для оказания вышеотмеченных услуг.

Доходы не учитываются, если пункт отправления и (или) пункт назначения перевозимых грузов, пассажиров и багажа расположены за пределами России.

Новшества 2012 года

С 1 января 2012 года независимо от места расположения пунктов отправления и назначения не учитываются доходы от эксплуатации зарегистрированных в РМРС судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года (подп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ). Под эксплуатацией судов понимается их использование для:

  •  перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
  •  буксировки;
  •  обеспечения перевозок и буксировки;
  • сдача судов в аренду для указанных выше услуг и видов деятельности.

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 256 НК РФ исключаются из состава амортизируемого имущества суда, зарегистрированные в РМРС. Суда не признаются амортизируемым имуществом только на период их нахождения в реестре.

С 1 января 2012 года в подпункт 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым доходы судовладельцев от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС), также не облагаются налогом на прибыль.

Уточнен пункт 48.5 статьи 270 НК РФ. В перечень расходов, не учитываемых в целях налога на прибыль судовладельцами, включены затраты, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) и в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств.

Выручка от продажи объекта основных средств признается в составе прочих доходов в сумме, установленной договором купли-продажи (п. 7, 10 1, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Как сказано выше, морские суда признаются недвижимым имуществом, следовательно, доход признается на дату государственной регистрации права собственности покупателя на судно.

При продаже объекта ОС организация отражает его выбытие и списывает его стоимость с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Для учета выбытия объектов ОС к счету 01 "Основные средства", на котором отражена первоначальная стоимость объекта ОС, может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации, отраженная на счете 02 "Амортизация основных средств". Остаточная стоимость объекта ОС признается прочим расходом организации на дату признания прочего дохода от продажи объекта ОС (на дату государственной регистрации права собственности на судно у покупателя) (п. 11, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Прочие доходы и прочие расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчета соответственно 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы".

Постоянные активы и обязательства

В сумме амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, ежемесячно возникают постоянные разницы и соответствующее постоянное налоговое обязательство (ПНО). ПНО отражается записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

На дату реализации судна в налоговом учете отсутствует доход в сумме договорной стоимости, которая возникает в бухгалтерском учете. Поэтому организация признает постоянную разницу и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА). Возникновение ПНА отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 99 «Прибыль и убытки», субсчет "Постоянные налоговые активы".

Остаточная стоимость судна списывается в бухгалтерском учете в расход и участвует в формировании бухгалтерской прибыли, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В результате возникают постоянная разница (ПР) и соответствующее ей ПНО (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Пример

Судно реализовано за 2 360 000 рублей (в т.ч. НДС 360 000 руб). Остаточная стоимость судна в бухгалтерском учете на дату реализации — 1 240 000 рублей.

Дебет 62 Кредит 91-1

- 2 360 000 руб. — отражена выручка от реализации судна;

Дебет 68 Кредит 99

- 472 000 руб. (2 360 000 руб. х 20%) - отражен ПНА;

Дебет 91-2 Кредит 68 «НДС»

- 360 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 01-1

- 1 240 000 руб. - списана в расход остаточная стоимость судна;

Дебет 99 Кредит 68

- 248 000 руб. (1 240 000 руб х 20%)- отражено ПНО.

Эксперт «НА» Джамалова Г.Г.

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта