Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/263 от 24.10.2011

Приобретение основного средства за счет гранта, полученного на создание собственного бизнеса

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о порядке учета в 2010-2011 годах денежных средств в виде субсидий, полученных из бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

До 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) -источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, к бюджетным учреждениям относились государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями из бюджета в 2010 году в целях возмещения затрат следовало учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В отношении учета расходов на приобретение основных средств в 2011 году за счет субсидии, полученной из бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками в 2010 году, сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу могут учитываться расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 указанной статьи Кодекса).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса названные расходы учитываются в периоде ввода основных средств в эксплуатацию и отражаются в налоговом учете в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с указанной статьей Кодекса с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 11.11.2011 № 03-11-11/281


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признавались денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также

иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, на создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса в качестве внереализационных доходов.

Вышеизложенный порядок налогообложения распространяется, в том числе, на средства, полученные индивидуальными предпринимателями в 2009 и 2010 годах.

11 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7.03.2011 № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки», который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 2 данного Федерального закона).

Так, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Указанный порядок признания субсидий применяют налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения как с объектом в виде доходов, так и с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Средства, полученные на создание собственного бизнеса

Средства, полученные субъектами малого и среднего бизнеса в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства не являются грантами в целях гл. 25 НК РФ и учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Это правило распространяется на средства, полученные индивидуальными предпринимателями в 2009 и 2010 годах. и в 2011 году. Однако для грантов, полученных в 2011 году, установлен особый порядок их признания в доходах. Такие изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки".

Гранты при спецрежиме

При применении УСН указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 12.05.2011 № 03-11-11/120).

Гранты не признаются доходом, полученным от осуществления вмененной деятельности и подлежат налогообложению в рамках иного режима налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН). Такой вывод следует из Письма Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65, Письма ФНС РФ от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@). Письмо Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65 доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@.

При этом доходом, полученным от осуществления вмененной деятельности, признаются только субсидии, предоставляемые в качестве возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти.

Следовательно, субсидии, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕНВД, подлежат обложению НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 НК РФ. Поскольку в перечне доходов, не облагаемых НДФЛ, установленном ст. 217 НК РФ, подобный вид доходов не указан.

Изменения 2011 года

11 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ.

Изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом № 23-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 2 Федерального Закона № 23-ФЗ).

Статья 223 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, а также специальные налоговые режимы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но в течение не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий.

Статьи 271, 273 НК РФ дополнены пунктами 4.3 и 2.3 соответственно. Согласно нововведенным пунктам как при методе начисления, так и при кассовом методе средства финансовой поддержки в виде субсидий, выделенных по Закону о развитии малого и среднего предпринимательства, подлежат отражению в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, также могут признать в доходах суммы полученных грантов пропорционально произведенным за счет них расходам. Соответствующие нормы дополнили и пункт 1 статьи 346.17 НК РФ.

Указанный выше порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы" и «доходы минус расходы» при условии ведения учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .

Признание грантов для малого бизнеса в доходах пропорционально расходам ограниченно законодательством двумя налоговыми периодами с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет данного источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Если приобретено амортизируемое имущество

Установленное ограничение (не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий) не распространяется на случаи приобретения за счет средств субсидий амортизируемого имущества.

При приобретении за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение данного имущества.

При определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, произведенные за счет субсидии расходы на приобретение основных средств должны отражаться в составе расходов, с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Полученную сумму субсидии в данном случае следует отражать в составе доходов пропорционально расходам (см. Консультацию эксперта Минфина РФ С.Б. Пахалуева от 25.06.2011 в СПС «КонсультантПлюс»).

Налоговый консультант А.С. Юхневич-Лелива

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта