Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-06/2/163 от 30.11.2011
УСН: доходы от собственника имущества унитарного предприятия
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения доходов муниципальным казенным унитарным предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьей 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
При этом муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Вместе с тем при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подп. 26 п. 1 ст. 251 Кодекса).
Учитывая вышеизложенное, в целях налогообложения не учитываются денежные средства, поступающие на расчетный счет муниципального казенного унитарного предприятия и направленные на оплату лизинговых платежей, в том случае, если указанные денежные средства получены налогоплательщиком от собственника имущества этого предприятия (органа местного самоуправления) или уполномоченного им органа.
Учет доходов унитарным предприятием-"упрощенцем"
Муниципальное унитарное казенное предприятие, применяющее УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», обратилось в Минфин России за разъяснениями о порядке определения налоговой базы.
Предприятие по договору лизинга приобрело спецтехнику для уборки улиц. Имущество учитывается на балансе у лизингодателя. Финансирование по договору предприятие осуществляет за счет средств, выделяемых ему учредителем по целевой программе «Приобретение спецтехники в лизинг для обслуживания автодорог города». Включаются ли данные средства в доход при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением ЕСН?
Минфин России разъясняет, что при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ соответственно.
Доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ, в налогооблагаемую базу не включаются. Среди прочих в данной статье поименованы средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Применение УСН унитарными предприятиями
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом унитарное предприятие вправе от своего имени приобрести имущество, которое будет принадлежать ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 и пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (далее – Закон № 161-ФЗ).
Не смотря на то, что единственным учредителем унитарного предприятия является Российская Федерация (ее субъект либо муниципальное образование), на него не распространяются ограничение в применении УСН, предусмотренное для организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Объясняется это следующим:
- Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не могут быть признаны организациями в целях статьи 11 Налогового кодекса РФ;
- имущество унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям) (п. 2 ст. 2 Закона № 161-ФЗ).
Поэтому унитарное предприятие вправе применять УСН при условии соблюдения остальных требований главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Такой точки зрения придерживается Минфин России, в частности, в письме от 26.07.2011 № 03-11-06/2/110.
Виды унитарных предприятий
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
- основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Таким образом, воспользоваться положениями подпункта 26 статьи 251 Налогового кодекса РФ при оплате лизинговых платежей за счет средств, поступающих от учредителя, могут не только муниципальные унитарные казенные предприятия, но и другие унитарные предприятия, виды которых предусмотрены Законом № 161-ФЗ. При этом в данной ситуации положениями указанного подпункта вправе воспользоваться как унитарные предприятия, применяющие УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», так и предприятия с объектом налогообложения «доходы». Подтверждает данный вывод письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-11-06/2/48.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»