Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/719 от 08.11.2011

Налог на прибыль: подтверждение приобретения электронного авиабилета

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на покупку железнодорожного билета и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 2 приказа Министерства транспорта РФ от 31.08.2011 № 228 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте" (далее – Приказ № 228) установлено, что контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) оформляется и направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру обязательно.

Положения приказа № 228 вступают в силу с 1 января 2012 года.

Учитывая изложенное, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета с 1 января 2012 может служить контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 24.11.11 № 03-03-07/55

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу документального подтверждения расходов, связанных с приобретением электронного авиабилета, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей определен Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее – Правила)

Так, на основании пункта 12 Правил для окончательного расчета работник организации обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника организации и членов его семьи.

В случае оформления проездных документов электронными билетами необходимо руководствоваться следующим.

Приказом Минтранса России от 18.05.2010 № 117 в пункт 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» внесены изменения, согласно которым маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение билета для целей налогообложения, является, по мнению Департамента, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

О подтверждении приобретения электронных авиабилетов

Будет ли контрольный купон электронного билета, распечатанного на бумажном носителе, являться достаточным подтверждением расходов на проезд для налогообложения прибыли? И как документально подтвердить расходы, связанные с приобретением электронного авиабилета? Минфин России представил разъяснения по данным вопросам.

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются (письма Минфина России от 19.10.2011 № 03-03-07/44, от 19.10.2011 № 03-03-07/46, от 23.09.2011 № 03-03-07/34, от 06.07.2011 № 03-03-07/25 *):

  • сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
  • посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Если посадочный талон был утерян, и взамен его представительством авиаперевозчика была выдана справка, подтверждающая факт перелета указанным в электронном билете рейсом и оплаченный тариф, то при рассмотрении вопроса документального подтверждения расходов на приобретение электронного билета следует обратить внимание на пункт 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82. Согласно ему при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может быть отмечена другая информация.

На основании этого положения специалисты финансового ведомства говорят, что в случае утери посадочного талона справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, может быть принята в качестве оправдательного документа для авансового отчета по осуществленному авиаперелету (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 03-03-06/4/132).

Обратите внимание: согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль, подлежат вычету при определении суммы НДС, уплачиваемой в бюджет.

На основании пункта 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм НДС, предъявляемых к вычету (возмещению), регистрируются заполненные бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Поэтому при приобретении услуг по воздушной перевозке пассажиров, находящихся в служебной командировке, оформленных в бездокументарном виде (электронный билет), при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе (письмо Минфина России от 12.01.2011 № 03-07-11/07).

Налоговые органы о понесенных расходах

Анализируя судебную практику по вопросу подтверждения расходов на проезд, отметим, что налоговые инспекторы чаще всего говорят об экономической необоснованности понесенных налогоплательщиком расходов на проезд работника к месту командировки.

В решениях они указывают, что плательщики занижают налоговую базу по налогу на прибыль в связи с тем, что в составе расходов учитывают затраты на приобретение авиабилетов без подтверждения производственного характера указанных расходов — при отсутствии командировочных удостоверений.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим относятся расходы на командировки, которые включают в себя расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (расходы по приобретению авиабилетов).

Согласно статье 116 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются документами, подтверждающими производственный характер командировки, и документами, на основании которых определяется ее продолжительность.

В постановлении ФАС Московского округа от 11.04.2011 № КА-А40/1664-11-2 суды указали, что приказы руководителя организации о направлении в командировку являются документами, подтверждающими производственный характер командировки и ее продолжительность.

Поскольку у общества имеются такие приказы, суд отклонил вывод налогового органа о занижении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с отсутствием командировочного удостоверения, подтверждающего производственный характер командировки.

Так, зачастую налоговые органы считают документально не подтвержденными расходы на командировку в виде оплаты стоимости проезда сотрудника к месту командировки. В связи с этим выносят решение о неправомерном включении в расходы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога на прибыль, затраты на командировку, как в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.11.2011 № А55-129/2011.

Суды настаивают, что для подтверждения правомерности затрат налогоплательщик должен был представить документы, свидетельствующие о производственном характере командировочных расходов, договоры или иные документы, подтверждающие положительный результат от поездки сотрудника в командировку, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, служебное задание и отчет о его выполнении.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам. При этом они должны подтверждаться соответствующими документами.

Указанная норма не устанавливает наличие у организации оправдательных документов, подтверждающих положительный итог деятельности сотрудника в командировке (предварительные договоры, протоколы о намерениях и т.д.).

Следовательно, отсутствие результата в виде заключенных договоров не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных затрат.

Организация для подтверждения правомерности отнесения командировочных расходов в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и расходов на проезд, представила авансовый отчет, командировочное удостоверение, авиабилет, копию приказа о направлении сотрудника в командировку. Судьи посчитали, что представленные документы подтверждают осуществление расходов на проезд без представления оправдательных документов, отражающих положительный итог деятельности сотрудника в командировке.

* Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2011, № 16.

Налоговый консультант И.М. Хоменко

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта