Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-4-2/21794 от 22.12.2011

О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации

Федеральная налоговая служба сообщает, что Центральным банком РФ утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24.11.2011 № 22394) (далее - Положение), которое вступает в силу с 1 января 2012 года.

В этой связи ФНС России обращает внимание на следующее.

Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - организации), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) (п. 1.1 Положения).

Таким образом, с 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, определенный Положением, в том числе:

- определять лимит остатка наличных денег;

- хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;

- оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002;

- обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

- вести кассовую книгу 0310004.

Частью первой статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Учитывая изложенное, нарушение индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет ответственность, установленную частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

В то же время, ФНС России обращает внимание, что приоритетное внимание в ходе контроля за применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки необходимо уделять налогоплательщикам, которые не применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1.3 Положения платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - банковский платежный агент (субагент)), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Согласно пункту 3.3 Положения при ведении организацией, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001 оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Пунктом 5.1 Положения определено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, организация, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги 0310004 ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В этой связи при проведении мероприятий по контролю за использованием специальных банковских счетов в отношении платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) налоговым органам следует учитывать, что указанные лица обязаны вести раздельный учет общей суммы принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и наличных денег, принятых при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

УФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе.


Заместитель руководителя, действительный государственный советник Российской Федерации III класса С.Н. АНДРЮЩЕНКО
Комментарий эксперта

О новом порядке ведения кассовых операций

Опубликованное письмо ФНС России посвящено возникшей у индивидуальных предпринимателей с 1 января 2012 года обязанности по соблюдению порядка ведения кассовых операций. А также разъяснены некоторые аспекты деятельности платежных агентов, осуществляющих прием платежей физических лиц. Документ является руководством в практической работе для территориальных налоговых органов

Индивидуальный предприниматель как обладатель обязанности

С 1 января 2012 года вступило в силу утвержденное Центральным Банком РФ Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П).

В своем письме ФНС России обращает внимание, что это Положение распространяется, не только на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет, и организаций, перешедших на УСН. Оно имеет отношение также к физическим лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть к индивидуальным предпринимателям.

До 1 января 2012 года при ведении кассовых операций в Российской Федерации следовало руководствоваться порядком, утвержденным решением Совета директоров Центрального Банка РФ от 22.09.1993 № 40. В отличие от нового порядка он распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Как видим, индивидуальные предприниматели в нем не упомянуты.

Таким образом, при осуществлении расчетов наличными деньгами вопрос о соблюдении индивидуальными предпринимателями действующего Порядка ведения кассовых операций не давал однозначного ответа.

Согласно решению Верховного Суда РФ от 15.09.2008 № ГКПИ08-1000 индивидуальные предприниматели были обязаны придерживаться порядка ведения кассовых операций и до 1 января 2012 года. Ведь в федеральном законодательстве нет норм, освобождающих указанных лиц от его соблюдения.

Однако после указанного решения многие арбитражные суды высказывали противоположное мнение. Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 16.02.2010 № Ф02-310/2010 по делу № А33-13983/2009 пришел к заключению, что в обязанность индивидуальных предпринимателей не вменяется ведение кассовой книги, составление приходных и расходных кассовых ордеров, сдача наличности в банк и оборудование кассы. Аналогичные выводы приведены также в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2010 № Ф01-113/2010 по делу № А29-11206/2009, ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 № Ф03-7692/2009 по делу № А51-14561/2009, ФАС Московского округа от 20.05.2009 № Ф05-3842/2009 по делу № А40-3948/09-12-32.

Наличие арбитражной практики по вопросу о соблюдении индивидуальными предпринимателями действующего порядка ведения кассовых операций при осуществлении расчетов наличными деньгами говорит о том, что игнорирование указанного порядка для названных лиц дело рискованное. Ведь оно влекло разбирательства в суде.

Со вступлением Положения № 373-П в силу указанное противоречие разрешилось.

Составляющие обязанности

Итак, с 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, определенный Положением № 373-П, в том числе:

- определять лимит остатка наличных денег;

- хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;

- оформлять кассовые операции приходными и расходными кассовыми ордерами;

- обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

- вести кассовую книгу.

Определение лимита остатка наличных денег

Лимит остатка наличных денег – это максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в кассе для проведения кассовых операций после выведения в кассовой книге суммы остатка денег на конец рабочего дня. Утверждение лимита остатка наличных денег в кассе – обязательное условие для ведения кассовых операций. Основание - пункт 1.2 Положения № 373-П.

Индивидуальный предприниматель устанавливает такой лимит самостоятельно путем издания соответствующего распорядительного документа.

Правила расчета лимита остатка наличных денег изложены в приложении к Положению № 373-П. Согласно этим правилам при установлении данного ограничения можно исходить или из объема поступлений, или из объема выдач наличных денег. Последний показатель используется при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Вновь образованный индивидуальный предприниматель лимит остатка наличных денег рассчитывает исходя из ожидаемого объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или из ожидаемого объема их выдач.

В опубликованном письме ФНС России обращает внимание на абзац третий пункта 1.3 Положения № 373-П. В нем говорится об определении платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом) лимита остатка наличных денег.

Так, указанные лица при определении предельной суммы, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня, не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении деятельности в соответствии с:

- Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

- Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Согласно указанным законам индивидуальный предприниматель может быть платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом).

Хранение сверхлимитного остатка на банковском счете

Согласно пункту 1.4 Положения № 373-П, индивидуальный предприниматель обязан хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег, то есть свободные денежные средства.

Деньги, которые индивидуальный предприниматель использует в своей деятельности, являются имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности. Основываясь на нормах статьи 209 Гражданского кодекса РФ, он вправе распоряжаться этими деньгами любым способом. Однако наличие обязанности хранить на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег ограничивает право индивидуального предпринимателя на свободное распоряжение деньгами, которые являются его собственным имуществом.

Вместе с тем следует иметь в виду, что возможность расходования наличных денег индивидуальным предпринимателем ограничена Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У. Согласно ему наличные деньги из кассы он может тратить на:

- заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии;

- командировочные расходы;

- оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

- выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

Иные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, следует оплачивать в безналичном порядке. Использование наличных денег, полученных от предпринимательской деятельности в личных целях, является нарушением законодательства.

Оформление кассовых документов

В рассматриваемом письме ФНС России обращает внимание налоговых органов на специфику проведения ими мероприятий по контролю за использованием специальных банковских счетов в отношении платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов).

Как правило, при ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег. Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо указанного документа оформляют приходный кассовый ордер на общую сумму принятых ими наличных денег. Основание – пункт 3.3 Положения № 373-П.

Справка: коды и наименования форм кассовых документов содержатся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299. Унифицированные формы кассовых документов утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег предназначена кассовая книга. Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо этого регистра ведет свою кассовую книгу. Основание – пункт 5.1 Положения № 373-П.

Таким образом, налоговым органам при проведении мероприятий по контролю за использованием специальных банковских счетов в отношении платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) необходимо учитывать следующее. Указанные лица обязаны вести раздельный учет общей суммы принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и наличных денег, принятых при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Административная ответственность

Другим моментом, на который ФНС России обращает внимание налогоплательщиков в опубликованном письме, является ответственность, установленная частью первой статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение порядков работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. Она также возлагается на индивидуальных предпринимателей, которые совершили соответствующее правонарушение.

Справка: пунктом 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Это наложение штрафа в размере:

- от 4000 до 5000 рублей в отношении должностных лиц;

- от 40 000 до 50 000 рублей в отношении юридических лиц.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом об административных правонарушениях не установлено иное.

Согласно разъяснениям в рассматриваемом письме, приоритетное внимание в ходе контроля за применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки органы ФНС России будут уделять индивидуальным предпринимателям, которые не применяют систему налогообложения в виде ЕНВД. Видимо, это связано с положениями пунктов 2, 2.1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Согласно им, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом важно, чтобы они выдавали по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), который выдается в момент оплаты товара.

Что касается учета выручки индивидуальными предпринимателями на спецрежиме в виде ЕНВД, то они не обязаны вести книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций по доходам, полученным в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Основание - пункт 3 порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России № 86н и приказом МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г.

ЕНВД облагается вмененный доход налогоплательщика, величина которого определяется расчетным путем. Об этом говорится в статье 346.29 Налогового кодекса РФ.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, ведется в общеустановленном порядке только если налогоплательщик совмещает спецрежим в виде ЕНВД с иными системами налогообложения. Это следует из пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Налоговый консультант П.Р. Сидоров

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта