Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/72156 от 25.07.2025

Налоговых льгот для банных комплексов не будет

Вопрос: Возник вопрос о распространении налоговых преференций, как это действует для предприятий общепита с годовой выручкой до 2 млрд руб., на другие отрасли - такие, как «Деятельность физкультурно-оздоровительная» (96.04 ОКВЭД), в части, относящейся к деятельности общественных бань.

В физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе связанной с оказанием банных услуг, заняты порядка 18 тыс. предприятий, из которых преобладающее большинство (98%) относятся к категории микропредприятий, тогда как банных комплексов с годовым оборотом более 60 млн руб. насчитываются единицы <1>.

Банная отрасль, как и многие другие сферы услуг, сильно зависит от спроса, который может меняться под влиянием различных факторов. В условиях экономического спада люди, как правило, сокращают расходы на отдых и развлечения, включая посещение бань и спа, что, соответственно, снижает выручку и прибыль предприятий данной отрасли. Более того, спрос на банные услуги зависит от сезона, например, зимой может быть больше клиентов, чем летом, что также создает неустойчивость в доходах.

При этом в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ, вступившими в силу с 2025 г., наблюдается рост фискальной нагрузки предприятий банной отрасли, что препятствует их развитию.

Существенный рост фискальной нагрузки в основном наблюдается у лидеров банной отрасли, причем как у применяющих общую систему налогообложения (ОСН) за счет налога на прибыль - 25% и НДС - 20%, так и у применяющих УСН с НДС, чьи доходы приближаются к предельному допустимому значению для спецрежима - 450 млн руб. Это объясняется прежде всего тем, что в банной отрасли «входной» НДС практически отсутствует. В основном «входной» НДС формируется только за счет расходов на коммунальные услуги, рекламу, продукты питания и банные принадлежности, совокупная доля которого ничтожно мала по сравнению с «начисленным» НДС, определяемым стоимостью входных билетов и оказанных услуг парения, массажа и мойки.

Рост фискальной нагрузки за счет НДС может негативно повлиять на заинтересованность бизнеса в переходе из категории малых предприятий в средние, из средних - в крупный сектор. Для того чтобы предприятия развивались, требуются финансовые ресурсы, а накопление от текущей деятельности или привлечение инвестиций в создание средних и крупных общественных бань или сети бань как закономерный этап развития затрудняется обязанностью по уплате НДС, а также ограничением по среднесписочной численности в основных характеристиках МСП, что не позволяет применять пониженный тариф страховых взносов - 15% с выплат 1,5 МРОТ.

Согласно данным ФНС России в 2024 г. в деятельности по коду 96.04 ОКВЭД среднесписочная численность работников составила 33 342 человека в 18 394 организациях, то есть менее двух человек, что свидетельствует о потенциале вывода банной отрасли из «серой» зоны при должном подходе формирования экономических стимулов роста.

В целях создания условий для увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет содействия развитию банной отрасли, чтобы позволить ей плавно адаптироваться к изменениям налогового законодательства, предлагается рассмотреть предложения, в частности:

- внести изменения в НК РФ, предусмотрев освобождение от НДС, как это действует для предприятий общепита с годовой выручкой до 2 млрд руб., на организации, чьим основным видом деятельности является ОКВЭД 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» (в части сферы банных услуг), распространив освобождение от НДС на операции по реализации товаров и услуг, оказываемых такими организациями, включая услуги общественного питания;

- распространить вышеуказанные изменения на правоотношения, возникающие начиная с 1 января 2026 г.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо, зарегистрированное в Минфине России 18 июля 2025 г., с предложением о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В частности, предлагается для организаций, у которых основной вид экономической деятельности определяется по классу 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), установить освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении реализуемых ими товаров, банных услуг и иных услуг (включая услуги общественного питания), аналогичное для предприятий общественного питания.

В настоящее время согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при одновременном соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, следующих условий:

- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей (с 1 октября 2025 г. - 3 млрд рублей в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2025 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»);

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, в субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.

Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. № Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).

Следует отметить, что пилотный проект реализуется не только в целях поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, но и «обеления» отрасли общественного питания.

В ходе проведенного ФНС России анализа не выявлены отрасли, сопоставимые с отраслью общественного питания по уровню расходов на заработную плату и имеющие консолидированную позицию о готовности принять встречные обязательства, в том числе направленные на «обеление» соответствующей отрасли, по аналогии с предприятиями в сфере общественного питания.

С учетом изложенного распространение пилотного проекта на предприятия других отраслей представляется нецелесообразным.

--------------------------------

<1> Письмо ФНС России от 14.04.2025 № КЧ-4-1/3850@.


И.о. директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

01 ноября

Сегодня для бухгалтера

1 новый документ

Календарь публикаций

Ноябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x