Постановление Арбитражного суда
№А50-5839/2025 от 09.10.2025

Что считать нецелевым использованием средств?

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Герасименко Т.С.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича»,

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2025 года

по делу № А50-5839/2025,

принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН: 1065906036460, ИНН: 5906071680)

к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича» (ОГРН: 1155958058156, ИНН: 5904310365)

о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, штрафа, пени,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича» (далее - ответчик, учреждение, Больница) о взыскании использованных не по целевому назначению средств в сумме 895 137 , 80 руб., штрафа в сумме 89 513, 78 руб., пени в сумме 65 166, 03 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2025 года, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 20 июня 2025 года) заявленные требования удовлетворены частично. С больницы в пользу фонда взысканы денежные средства в размере 895 137 (восемьсот девяносто пять тысяч сто тридцать семь) руб. 80 коп., использованные не по


целевому назначению, штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб., пени в размере 65 166 (шестьдесят пять тысяч сто шестьдесят шесть) руб. 03 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что средства ОМС на выплату надбавки за интенсивный труд работникам в сумме

513 988,19 руб. использованы по целевому назначению на финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций꞉ - за оплату работы врача-инфекциониста Прокошевой М.Н. по сбору информации, контролю исполнения нормативно-правовых актов, формированию отчетов по работе с ГБУЗ Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», а также анализ информации по структурным подразделениям учреждения по вопросам иммунопрофилактики и туберкулинодиагностики; - за расширение объема работ оператора электронно-вычислительных машин Колочковой Т.Ю. (работа с базой данных и обмену информацией с ФСС по родовым сертификатам); - за расширение объема работ врачу-педиатру Мехоношиной Е.Ю. (ведение группы «ВКонтакте ДКБ им. Пичугина П.И.» и работу в отделении медицинской профилактики) использованы по целевому назначению. Указывает, что судом данные доводы не рассмотрены, при обосновании отказа в принятии доводов ответчика суд мотивировал в отношении иного вопроса. Оснований оспаривания решения суда первой инстанции в остальной части в апелляционной жалобе не приведено.

ТФОМС представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции считает вынесенное решение законным и обоснованным, доводы жалобы неправомерными.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» в пределах доводов апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (08.10.2025).

Как следует из материалов дела, должностными лицами фонда в период с 02.10.2024 по 30.10.2024 проведена плановая проверка использования средств,


полученных Больницей на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2022 по 31.03.2023, по результатам которой составлен Акт проверки от 30.10.2024

№ 118, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а именно, нецелевое использование средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в сумме 895 137,80 руб., с требованием о возврате в бюджет ТФОМС денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 895 137,80 руб. и уплате штрафа в сумме 89 513,78 руб. в течение десяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования.

02.12.2024 Фонд направил в адрес Больницы письмо № 07/9555 с требованием возвратить в бюджет ТФОМС средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 895 137,80 руб., уплатить штраф в сумме 89 513,78 руб., пени в сумме 3 759,58 руб.

Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца обусловило обращение фонда в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу .

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности того факта, что денежные средства использованы не по целевому назначению на оплату расходов, направленных на финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников, при этом суд установил наличие основания для снижения штрафных санкций с 89 513,78 руб. до 30 000 руб.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются, в том числе бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 144 БК РФ).

Статьей 28 БК РФ предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.


Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 БК РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

В п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ определено, что Фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ).


Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Согласно абзацу 8 раздела I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2021 № 10-п (далее - Территориальная программа Пермского края на 2021 год), абзацу 9 раздела I Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов,


утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 15.02.2022 № 105-п (далее - Территориальная программа Пермского края на 2021 год), расходование средств, в рамках реализации Программы по видам медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется медицинскими организациями в соответствии с тарифным соглашением на соответствующий финансовый год.

Пунктом 11.4 Раздела III Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2022 год, являющегося Приложением № 4 к протоколу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 28.12.2021 № 14 (далее - Тарифное соглашение на 2022 год), пунктом 11.4 Раздела III Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год, заключенного 29.12.2022, протокол № 13 (далее - Тарифное соглашение на 2023 год) определено, что в тарифы включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинской организации на выполнение ТП ОМС.

На основании части 1 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются согласно Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н об утверждении «Правил обязательного медицинского страхования» (далее - Правила ОМС № 108н).

Пунктом 192 раздела XII Правил ОМС № 108н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается следующее.

Фондом в период с 02.10.2024 по 30.10.2024 проведена плановая проверка использования средств, полученных Больницей на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2022 по 31.03.2023, по результатам которой составлен Акт проверки от 30.10.2024 № 118, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а именно, нецелевое использование средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в сумме 895 137,80 руб., с требованием о возврате в бюджет ТФОМС денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 895 137,80 руб. и уплате штрафа в сумме 89 513,78 руб.


В суде первой инстанции фонд указывал на выявленные по результатам проведенной проверки в деятельности учреждения нарушения, предопределяющие наличие оснований для восстановления использованных не по целевому назначению средств в указанной сумме, а также неисполнение ответчиком в полном объеме в рамках досудебного порядка обязанности по восстановлению указанных средств, уплате начисленных пеней и примененного штрафа.

Выводы фонда суд первой инстанции посчитал обоснованными, при этом исходил из доказанности следующих обстоятельств.

Согласно пункту 5.5 Раздела V Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2015 № 1190-п (далее -Положение от 31.12.2015 № 1190-п), в целях стимулирования работников учреждений к повышению квалификации в рамках выплат за качество выполняемых работ, оказываемых услуг рекомендуется устанавливать дополнительные выплаты к должностному окладу за наличие квалификационной категории в следующих размерах: при наличии второй квалификационной категории - 8 %; при наличии первой квалификационной категории -16 %; при наличии высшей квалификационной категории - 24 % в том числе: врачам -руководителям учреждений и врачам - заместителям руководителей квалификационная категория учитывается по специальности

«Организация здравоохранения и общественного здоровья» или по любой клинической (медицинской) специальности.

Медицинским и фармацевтическим работникам квалификационная категория учитывается по должности, соответствующей специальности, по которой присвоена квалификационная категория.

Надбавки за квалификационную категорию устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа Министерства здравоохранения Пермского края о присвоении квалификационной категории.

В проверяемом периоде работникам медицинской организации начислялась и выплачивалась надбавка за наличие квалификационной категории при отсутствии подтверждающих документов (приказа Министерства здравоохранения Пермского края о присвоении квалификационной категории), в том числе:

- заместителю главного врача по контролю качества медицинской помощи Прокошевой М.Н., при отсутствии приказа Министерства здравоохранения Пермского края о присвоении квалификационной категории по специальности «Организация здравоохранения и общественного здоровья». В период с 13.11.2023 Прокошева М.Н. имела высшую квалификационную категорию по специальности «Инфекционные болезни». Трудовым договором стимулирующая  выплата  за  наличие  квалификационной  категории  по


специальности «Организация здравоохранения и общественного здоровья» не установлена.

Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2021 № 1083н утвержден Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н утвержден Минздравсоцразвития России утверждена номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, для получения квалификационной категории (далее - приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 №176н).

Медицинскую сестру участковую лечебно-профилактического отделения (педиатрического) поликлиники № 7 Зуеву Е.С., приказом главного врача о переводе работника на другую работу от 08.11.2023 № 172/1-ЛС, по личному заявлению, с 01.11.2023 по 25.11.2023 временно перевели администратором Поликлиники №. 7; приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу от 27.11.2023 № 182/3-ЛС 26.11.2023 по личному заявлению, с 26.11.2023 по 30.11.2023 временно перевели медицинским регистратором Поликлиники № 7. Приказами о приеме на работу и дополнительными соглашениями от 01.11.2023, от 26.11.2023 к трудовому договору от 10.10.2022

№ 66-2/2022 стимулирующая выплата на наличие квалификационной категории не предусмотрена.

Так, в нарушение пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, пункта 5.5 Раздела V Положения от 31.12.2015 № ШО-п ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» в 2023 году направлены средства ОМС на оплату расходов при отсутствии подтверждающих документов, в том числе на выплату надбавки за наличие квалификационной категории Прокошевой М.Н., Зуевой Е.С. при отсутствии приказа МЗ ПК о присвоении квалификационной категории и выплату надбавки за работу в должности, не предполагающей выплату надбавки за наличие квалификационной категории, в сумме 27 821,86 руб. в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 21 368,55 руб.;

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 6 453,31 руб.

Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 27 821,86 руб. использованы не по целевому назначению на расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.

Пунктом 4.4 Раздела IV Постановления от 31.12.2015 № 1190-п определено, что: повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам СОУТ или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом итогового класса (подкласса) условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного  оклада),  установленного  для  различных  видов  работ  с


нормальными условиями труда. При этом выплаты работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и должны отличаться в сторону увеличения с каждым последующим уровнем.

Абзацем 2 пункта 4.4 раздела IV Постановления от 31.12.2015 № 1190-п определено, что повышение оплаты труда не производится, если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным.

Абзацем 3 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что безопасными условиями труда являются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, какие условия труда являются вредными и к какому классу они относятся.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что класс 2 относится к допустимым условиям труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда.

Пунктом 6.10 раздела 6 Коллективного договора установлено, что повышение оплаты труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам СОУТ с учетом итогового класса (подкласса) условий труда в размере:

- класс (подкласс) 3.1. - 4 % должностного оклада;

- класс (подкласс) 3.2. - 7 % должностного оклада;

- класс (подкласс) 3.3. - 15 % должностного оклада.

В проверяемом периоде выплата работникам, занятым на работах с вредными, опасными условиями труда в ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» устанавливалась по результатам СОУТ и в размерах, установленных пунктом

6.10 раздела 6 Коллективного договора.

В соответствии со сводными ведомостями результатов проведения СОУТ в ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» от 17.12.2018, от 01.06.2023, карты рабочего времени № 4294.24 (2018), № 4294.23 рабочее место администратора медицинской регистратуры Поликлиники № 2 по адресу г. Пермь, ул. Запорожская, д. 5/7 относятся к итоговому классу условий труда - 2 (допустимые условия труда), повышенный размер оплаты труда не предусмотрен.

В ходе проверки установлено, что в 2023 году медицинской организации начислена и выплачена компенсационная выплата работнику Дворянских А.В., в том числе доплата за 2022 год, занятому на работах с вредными, опасными условиями  труда  за  время  его  работы  администратором  медицинской


регистратуры поликлиники № 2, для которого по результатам СОУТ установлен итоговый класс 2 (допустимые условия труда).

Таким образом, в нарушение пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, пункта 4.4 раздела IV Постановления от 31.12.2015 № 1190-п, медицинской организации в 2023 году направлены средства ОМС на оплату расходов при отсутствии подтверждающих документов, в том числе на компенсационную выплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не установленную по результатам СОУТ, в сумме 4 816,27 руб., в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 3 699,14 руб.,

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 1 117,13 руб.

Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 4 816,27 руб. использованы не по целевому назначению при отсутствии подтверждающих документов.

В проверяемом периоде медицинской организации на основании приказа от 23.12.2022 № 598/5, Положения об оплате труда начислена и выплачена стимулирующая выплата по итогам работы за 2022 год работникам, у которых в соответствии с представленными табелями учета использованного времени отработанных дней (часов) нет.

В 2023 году ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» начислила и выплатила стимулирующую выплату ко Дню медицинского работника на основании приказа главного врача от 06.06.2023 № 149, Положения об оплате труда. Пунктом 3 Решения протокола от 06.06.2023 Протокола заседания комиссии для распределения средств на выплату премии ко Дню медицинского работника определено не рассматривать к премированию работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске по беременности и родам по состоянию на 01.06.2023 года. ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» начислила и выплатила стимулирующую выплату работникам, которые находились в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Таким образом, в нарушение пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2022 год и пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, пункта 5.3, 5.10 Раздела V Положения об оплате труда медицинской организации в 2022 году направлены средства ОМС на выплату стимулирующего характера по итогам работы за 2022 год и премию ко Дню медицинского работника, работникам, которые в соответствующем периоде находились в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и фактически в проверяемом периоде не имели отработанных смен, и не оказывали медицинскую помощь в рамках Территориальной программы ОМС, в сумме 44 571,82 руб. (2022 год - 18 102,81 руб., 2023 год - 26 469,01 руб.), в том числе:


- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 34 233,35 руб. (2022

год - 13 903,85 руб., 2023 год - 20 329,50 руб.),

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 10 338,47 руб. (2022 год-4 198,96 руб., 2023 год - 6 139,51 руб.).

Следовательно, в период с 01.04.2022 по 31.12.2023 средства ОМС в сумме 44 571,82 руб. использованы не по целевому назначению, на расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2022 год в тарифы не включаются расходы медицинской организации, которые в соответствии с Программой финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.

В нарушение пункта 11.5 раздела Ш Тарифного соглашения на 2022 год ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» в 2022 году направлены средства ОМС на выплату премии по итогам работы за год на основании приказа медицинской организации от 23.12.2022 № 598/5 «О выплате стимулирующего характера работникам ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П. И.» сторожу Голубевой Е.А., основным местом работы которого в 2022 году являлась хозяйственная служба. В штатном расписании, утвержденным приказом главного врача от 29.12.2021

№ 404 на 2022 год, должность сторожа хозяйственной службы, финансировалась за счет средств бюджета Пермского края, кроме того Приказом медицинской организации от 23.12.2022 №. 598/5 установлено, что данная выплата должна производится за счет средств платой деятельности сумме 8 560,06 руб. в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 6 574,55 руб.,

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 1 985,51 руб.

Следовательно, в 2022 года средства ОМС в сумме 8 560,06 руб. использованы не по целевому назначению на финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из других источников.

Согласно приказу медицинской организации от 05.12.2023 № 244 «О выплате стимулирующего характера работникам ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.», начислена и выплачена стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ в декабре 2023 года без подтверждающих документов.

Таким образом, в нарушение пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» в 2023 году направлены средства ОМС на оплату расходов при отсутствии подтверждающих документов, в том числе на выплату за особо важные или срочные работы, в сумме 49 410,90 руб. в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 37 950,00 руб.;

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 11 460,90 руб.


Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 49 410,90 руб. использованы не по целевому назначению на расходование средств при отсутствии подтверждающих документов.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в 2023 году в соответствии с приказами медицинской организации, на основании рапортов и служебных записок руководителей структурных подразделений, с приложением заявлений работников на выплату материальной помощи на погребение близких родственников и подтверждающих документов, начислены и произведены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ работникам медицинской организации.

В нарушение пункта 11.4 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, медицинской организации в 2023 году направлены средства ОМС на выплату стимулирующего характера Мугалимовой И.С., Ромодиной Н.И., Спириной Т.Л., Шерстневой Л.К., Ивановой О.Е., Галимовой Ю.В., за выполнение особо важных работ по основаниям, не связанным с выполнением Территориальной программы ОМС и не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в сумме 101 648,71 руб., в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 78 071,20 руб.,

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 23 577,51 руб.

Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 101 648,71 руб. использованы не по целевому назначению на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.

Соответствующие доводы медицинской организации о целевом расходовании указанных средств судом исследованы и отклонены, как опровергаемые материалами дела. Фондом обоснованно учтено, что ГБУЗ ПК

«ДКБ им. Пичугина П.И.» заключены гражданско-правовые договоры с ИП А.А. Чугуновым на услуги по обеспечению санитарно-гигиенического режима для нужд ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» от 30.05.2022 № 138, от 06.02.2023 № 01, в том числе в помещениях поликлиники № 5, расположенной по адресу г. Пермь, ул. Соловьева, 3, поликлиники № з по адресу г. Пермь ул. Революции, 8, стационара № 2 по адресу г. Пермь, Тимирязева, 57.

Услуги по вышеуказанным договорам и выплаты стимулирующего характера за уборку производственных помещений являются дублированием работ по уборке одних и тех же площадей, и оплаты этих работ за счет средств ОМС

Статьей 128 ТК Российской Федерации определено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней.


Пунктом 5.13 раздела 5 Коллективного договора медицинской организации предусмотрена возможность предоставления отпуска работникам по их письменному заявлению с сохранением и без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем, в том числе:

- отпуск без сохранения заработной платы работникам в случаях смерти близких родственников - до 5 календарных дней;

- отпуск с сохранением заработной платы на похороны близких родственников (супруги, родители, дети) - до 3 календарных дней.

В проверяемом периоде медицинской организации предоставляла своим работникам дополнительный оплачиваемый отпуск по Коллективному договору в связи со смертью родственников, с сохранением среднего заработка.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 03.09.2008 № 291-ПК оплата дополнительных выходных дней в связи с определенным событием не связана с исполнением работником трудовой функции, она не входит в систему оплаты труда.

Обязательства работодателя по оплате указанных дополнительных выходных дней установлены локальным нормативным актом, соответственно, исполнение таких обязательств является элементом социальной политики работодателя и не связано с оплатой труда работников.

С учетом изложенного, оплата среднего заработка за дополнительный отпуск по Коллективному договору медицинской организации в связи со смертью близких родственников:

- является дополнительной социальной гарантией работникам, не установленной законодательством Российской Федерации;

- не является стимулирующей выплатой, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является заработной платой и не входит в систему оплаты труда в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 03.09.2008 № 291-пк, Положения от 31.12.2015 № 1190-п;

- не относится к затратам медицинской организации, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи, не относится к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.

В нарушение пункта 192 Правил ОМС № 108н, пункта 11.4 Тарифного соглашения на 2022 год, пункта 11.4 Тарифного соглашения на 2023 год, медицинской организации в период с 01.04.2022 по 31.12.2023 направлены средства ОМС на оплату расходов, не связанных с выполнением Территориальной программы ОМС и не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в том числе на выплату среднего заработка за период дополнительного отпуска по Коллективному договору работникам медицинской организации в связи со


смертью близких родственников, в сумме 59 993,77 руб. (2022 год -49 569,16 руб. 2023 год - 10 424,61 руб.), в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 46 078,17 руб. (2022

год - 38 071,56 руб., 2023 год - 8 006,61 руб.),

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

- 13 915,60 руб. (2022 год - 11 497,60 руб., 2023 год - 2 418,00 руб.).

Следовательно, в период с 01.04.2022 по 31.12.2023 средства ОМС в сумме 59 993,77 руб. использованы не по целевому назначению на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.

Согласно пункту 5 Раздела V ТП ГГ на 2022 год, пункту 5 Раздела V ТП ГГ на 2023 год финансовое обеспечение медицинской помощи при состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу ОМС, оказанной не застрахованным по ОМС лицам в экстренной форме в стационарных условиях и вне медицинской организации (скорая медицинская помощь), а также безрезультатных выездов, осуществлялось за счет средств межбюджетных трансфертов (далее - МБТ).

В отделениях медицинской организации оказывалась медицинская помощь в экстренной форме в стационарных условиях не застрахованным по ОМС лицам, в 2022 году 4 случая, в 2023 году - 9 случаев.

В соответствии с пунктом 10.2 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1063-п медицинская организация расходует средства МБТ на финансовое обеспечение медицинской помощи при состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу ОМС, оказанной не застрахованным по ОМС лицам в экстренной форме в стационарных условиях и вне медицинской организации (скорая медицинская помощь), а также безрезультатных выездов в том числе на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания. По данным бухгалтерского учета и форме «Отчет о поступлении и расходовании средств, поступивших на оплату медицинской помощи, финансируемой за счет МБТ», утвержденной приложением № 2 к Порядку предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 № 1063-п лекарственные средства, расходные материалы, продукты питания за счет средств МБТ в 2022 - 2023 годы не приобретались.

В нарушение пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2022 год, пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, медицинской организации в 2022 -2023 годы направлены средства ОМС на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания для незастрахованных лиц, финансируемых за счет средств МБТ.


В нарушение пункта 192 Правил ОМС № 108н, пункта 5 Раздела V ТП ГГ на 2022 год, пункта 5 Раздела V ТП ГГ на 2023 год, пункта 11.4, пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2022 год, пункта 11.4, пункта 11.5 Раздела Ш Тарифного соглашения на 2023, медицинской организации в 2022-2023 годах направлены средства Территориальной программы ОМС на приобретение продуктов питания для пациентов, незастрахованных по ОМС, источником финансирования которых являются средства МБТ, по подстатье КОСГУ 342

«Увеличение стоимости продуктов питания» в сумме 19 369,24 руб. (2022 год - 4 472,02 руб., 2023 год -14 897,22 руб.).

Следовательно, в 2022-2023 годы средства Территориальной программы ОМС в сумме 19 369,24 руб. (2022 год - 4 472,02 руб., 2023 год - 14 897,22 руб.) использованы не по целевому назначению на оплату расходов, направленных на финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников.

По данным бухгалтерского учета лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в других учреждениях, за счет средств МБТ в 2023 году не приобретались.

В проверяемом периоде лабораторные услуги приобретались только за счет средств ОМС и впоследствии за счет средств МБТ не возмещались.

Следовательно, в 2023 году средства Территориальной программы ОМС в сумме 2 437,32 руб. (2023 год - 2 437,32 руб.) использованы не по целевому назначению на оплату расходов, направленных на финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников.

В проверяемый период ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И» заключило с Автономной  некоммерческой  организации  дополнительного  образования

«Учебный центр МЕД-APT» (далее - АНО ДПО «УЦ МЕД-APT») ГПД от 24.03.2023 № 82, предметом которого являлось оказание образовательных услуг, в том числе по программе «Вопросы организации специализированной медицинской помощи при ВИЧ - инфекции» следующих медицинских работников: заместителя главного врача по медицинской части Емелевой Л. Н., заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Тимониной О.О., заместителя главного врача по контролю качества медицинской помощи Прокошевой М.Н., врача-эпидемиолога Поповой Ю.С., врача-эпидемиолога Корепановой Е.А. врача-гастроэнтеролога Ватаниной Н.А. (далее - ГПД от 24.03.2023 № 82).

В нарушение пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И» по ГПД от 24.03.2023 № 82, заключенному с АНО ДПО «УЦ МЕД-APT», за счет средств ОМС произвело расходы по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» на оплату образовательных услуг по программам повышения квалификации по медицинской помощи, финансируемых из иных источников, на сумму 17 853,00 руб.


Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 17 853,00 руб. использованы не по целевому назначению на оплату расходов, направленных на финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации финансируемых из иных источников.

В 2022 году ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И» заключило ГПД от 06.12.2022 № 255 на оказание услуг по профессиональной переподготовке по программе «Клиническая психология» специалистов по социальной работе отделения медико-социальной помощи детям и подросткам Свердловского района города Перми Тищенко И.И. и Семеновой Е.В., заключенным с ФГБОУ ВО ПТФА Минздрава России (акт приемки от 26.01.2022 № 0000-000021 об оказанных услуг на общую сумму 44 666,66 рублей, оплата по договору произведена платежным поручением от 22.11.2022 № 1299528, (диплом о профессиональной переподготовке 03.11.2023 № 59310000673 8 Тищенко И.И., от 03.11.2023 № 593100006737 Семеновой Е.В.). В штатном расписании на 2022 год, утвержденными главным врачом от 29.12.2021 № 404 (с изменениями в проверяемом периоде), ставки медицинского психолога финансируются за счет средств МБТ.

В нарушение пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год, ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И» за счет средств ОМС, по договору от 06.12.2022 № 255, заключенному с ФГБОУ ВО ПТФА Минздрава России, оплатило расходы на оказание услуг по профессиональной переподготовке по программе «Клиническая психология», которые в соответствии с Программой финансируются за счет средств межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету ТФОМС Пермского края, - на оплату расходов по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» - 44 666,66 руб.

Следовательно, в 2023 году средства ОМС в сумме 44 666,66 руб. использованы не по целевому назначению на оплату расходов, направленных на финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников.

Указанные обстоятельства правомерно учтены судом первой инстанции, доводов в жалобе по указанным суммам учреждением не приведено.

Кроме того, суд первой инстанции признал обоснованными доводы фонда в части нарушения учреждением пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 направлены средства ОМС на выплату надбавки за интенсивный труд работникам ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П. И.» по основаниям, не предусмотренным Территориальной программой ОМС, финансируемых за счет средств других источников в сумме 513 988,19 руб. в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 394 768,22 руб.,

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» - 119 219,97 руб.


В жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда в части средств ОМС  на  выплату  надбавки  за  интенсивный  труд  работникам  в  сумме

513  988,19 руб.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает, при этом исходит из следующих обстоятельств, подтвержденных судом первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и не оспорено ответчиком, что в нарушение пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2023 год ГБУЗ ПК

«ДКБ им. Пичугина П.И.» в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 направлены средства ОМС на выплату надбавки за интенсивный труд работникам ГБУЗ ПК

«ДКБ им. Пичугина П. И.» по основаниям, не предусмотренным ТП ОМС, финансируемых за счет средств других источников в сумме 513 988,19 руб., в том числе:

- по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» - 394 768,22 руб.,

- по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» - 119 219,97 руб.

Так, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции о доказанности факта нецелевого использования спорной суммы средств, отмечает следующее.

Согласно стр. 41 акта проверки от 30.10.2024 № 118 отражено, что согласно приказу МО от 26.01.2023 № 68 «О выплате стимулирующего характера работникам ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.», за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 произведена выплата стимулирующего характера – надбавка за интенсивный труд за фактически отработанное время по основаниям, изложенным в рапортах главному врачу МО.

Информация о произведенной в 2023 году надбавке за интенсивный труд работникам МО за счет средства ОМС по основаниям, не предусмотренным ТП ОМС, представлена в таблице 32.

Таблица 32

ФИО Должность Структурное подразделение Основание для назначения надбавки за интенсивный труд Сумма, руб. 2023 год




Прокошева М.Н.


Врач- инфекционист


Общебольничный медицинский

персонал За оплату работы по сбору информации, контролю исполнения нормативно-правовых актов, формированию отчетов по работе с ГБУЗ Пермский краевой центр по

профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», а также анализ информации по структурным подразделениям МО по вопросам иммунопрофилактики и туберкулинодиагностики



123 435,86






Мехоношина Е.Ю.



Врач-педиатр Отделение организации медицинской

помощи детям и подросткам в

образовательных учреждениях

(школьное отделение)



За расширение объема работ (ведение группы «ВКонтакте ДКБ им. Пичугина П.И.» и работу в отделении

медицинской профилактики)



214 739,73


Колочкова Т.Ю. Оператор электронно-

вычислительных машин

Информационно- аналитический отдел

За расширение объема работ (работа с базой данных и обмену информацией с ФСС по родовым сертификатам)

56 592,63

Итого 394 768,22

Начислено взносов 119 219,97

Итого, включая взносы 513 988,19

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что средства ОМС на выплату надбавки за интенсивный труд работникам в сумме 513 988,19 руб. использованы по целевому назначению на финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, суд апелляционной инстанции, в том числе, отмечает, что согласно письму ТФОМС от 12.11.2024

№ 04/8975 «О рассмотрении возражений на акт плановой комплексной выездной проверки от 30.10.2024 № 118» фондом отражено и не опровергнуто учреждением следующее.

В ходе проверки установлено, что в 2023 году ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.» приказами МО назначены и выплачены стимулирующие выплаты работникам за интенсивный труд, в том числе:

- Прокошевой М.Н. врачу-инфекционисту за работу с ГБУЗ «Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и за работу по вопросам иммунопрофилактики и туберкулинодиагностики.

Согласно пункту 2 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2023 № 152-п (далее - ТП ГГ на 2023 год) за счет межбюджетного трансферта из бюджета Пермского края бюджету ТФОМС Пермского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условии оказания медицинской помощи, не установленных базовой Программой ОМС, осуществляется оказание медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в том числе при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 главы III Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и


ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

- Мехоношиной Е.Ю. врачу-педиатру за расширенный объем работ (ведение группы «ВКонтакте ДКБ им. Пичугина П.И.» и работу в отделении медицинской профилактики).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 28.02.2019 № 108н об утверждении «Правил обязательного медицинского страхования» (далее - Правила ОМС № 108н), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Таким образом, учитывая, что функциональные обязанности в части ведения группы «ВКонтакте ДКБ им. Пичугина П.И.» напрямую не соответствуют целям и задачам организации медицинской помощи по ТП ОМС, которая представляется застрахованным гражданам в рамках ТП ОМС, ведение группы «ВКонтакте ДКБ им. Пичугина П.И.» не влияет на качество оказания МП в рамках ТП ОМС, не является необходимым для обеспечения деятельности МО в целом, затраты на выплаты стимулирующего характера указанного специалиста не могут осуществляться за счет средств ОМС.

- Клочковой Т.Ю. оператору электронно - вычислительных машин за работу в программе «Родовой сертификат».

Приказом Минздрава России от 16.07.2014 № 370н утвержден Порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка источником финансирования услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни является средства Социального фонда России.


Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в 2023 году средства ОМС в сумме 513 988,19 руб. использованы не по целевому назначению на финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из других источников.

Отклоняя соответствующие доводы жалобы, суд апелляционной инстанции  также  отмечает,  что  согласно  общедоступным  сведениям  сети

«интернет» у больницы имеется сайт https:/gdkb-pichugina.ru, на котором имеется ссылка на группу «ВКонтакте», в данной группе сведения о деятельности медицинского учреждения отсутствуют, наполнение группы направлено на размещение информации о профилактике заболеваний, при этом, какой-либо информации о том, что Мехоношина Е.Ю. имеет или имела отношение к данной группе не имеется, доказательств обратного с апелляционной жалобой не представлено.

Доводы жалобы о том, что при обосновании отказа в принятии доводов ответчика суд мотивировал в отношении иного вопроса, а именно, указал иные ФИО, суд апелляционной инстанции признает обоснованными, при этом, отклоняет как не влияющие на законность и правильность принятого судебного акта.

С учетом изложенного, содержащееся в оспариваемом акте требование о возврате средств ОМС в размере 513 988,19 руб., а также привлечение Учреждения к ответственности в виде штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению, суд обоснованно признал правомерным.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности судебного акта в остальной части, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на учреждение.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июля 2025 года, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 20 июня 2025 года) по делу № А50-5839/2025, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.


Председательствующий судья Герасименко Т.С.

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

28 октября

Сегодня для бухгалтера

5 новых документов

Календарь публикаций

Октябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x