Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/88081 от 09.09.2025

Критерии по сумме дохода для применения пониженных ставок по НДС в сфере общественного питания

Вопрос: Организация действует в интересах организаций-заказчиков на основании договоров оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Для применения освобождения от уплаты НДС и применения пониженных страховых взносов организациями, оказывающими услуги общественного питания, за предшествующий календарный год должны быть соблюдены следующие критерии (пп. 38 п. 3 ст. 149, пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ):

1) сумма доходов в совокупности менее 3 млрд руб.;

2) удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%;

3) среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений не ниже размера среднемесячной зарплаты по деятельности предприятий общественного питания в соответствующем субъекте РФ.

Критерий о сумме дохода 3 млрд руб. установлен на основании Федерального закона от 23.07.2025 № 227-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ в абз. 6 пп. 38 п. 3 ст. 149 слова «два миллиарда рублей» заменены словами «три миллиарда рублей».

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховым взносам).

Налоговый период по НДС составляет квартал (ст. 163 НК РФ). Для организаций, которые заполняют декларацию по НДС в отношении соглашения о разделе продукции, налоговый период составляет один месяц.

Налоговый (расчетный) период для страховых взносов составляет календарный год (ст. 423 НК РФ).

Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ критерии для применения льгот (в том числе по размеру выручки) должны соблюдаться за предшествующий календарный год.

Согласно п. 13.1 ст. 427 НК РФ в случае несоответствия плательщика хотя бы одному из применимых к нему условий, установленных пп. 38 п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса, такой плательщик лишается права на применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных п. п. 2.1, 2.4 настоящей статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

Верно ли, что критерий по сумме доходов для организаций общественного питания в размере 3 млрд руб. в целях применения льготы по НДС распространяет действие с 01.10.2025 (при условии, если в организации налоговый период по НДС 1 месяц)?

Верно ли, что критерий по сумме доходов для организаций общественного питания в размере 3 млрд руб. в целях применения льготной ставки по страховым взносам распространяет действие с 01.01.2026?

В том случае, если критерии для льготной ставки по страховым взносам соблюдены за предшествующий календарный год (2024 г.) и при этом сумма доходов организации на 01.10.2025 составит менее 2 млрд руб., а на 01.01.2026 составит более 2 млрд, но менее 3 млрд руб., будет ли у организации право на применение льготной ставки по страховым взносам с 01.01.2026?

В условиях приведенного примера, когда в течение года утрачено соблюдение критерия по выручке (возникает превышение суммы совокупного дохода), лишается ли организация права на применение пониженных тарифов страховых взносов? Возникает ли у организации обязанность пересчета страховых взносов по общей ставке с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям?

Ответ: В связи с письмом о применении отдельных положений Федерального закона от 23 июля 2025 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ) Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождается оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом.

Так, одним из условий применения вышеуказанного освобождения является условие, что за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения НДС, сумма доходов организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций» или 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса, не превысила в совокупности два миллиарда рублей.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания, сумма доходов которых в 2024 году превысила два миллиарда рублей, с 1 января 2025 года не применяют освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Федеральным законом № 227-ФЗ предусматривается в том числе увеличение с двух до трех миллиардов рублей суммы доходов организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг общественного питания, освобождаемых от налогообложения НДС. На основании статьи 2 Федерального закона № 227-ФЗ данные изменения в Кодекс вступают в силу с 1 октября 2025 года.

Учитывая изложенное, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания, сумма доходов которых в 2024 году не превысила три миллиарда рублей, вправе с 1 октября 2025 года применять освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Что касается вопроса о применении с 1 января 2026 года единого пониженного тарифа страховых взносов, то исходя из положений пункта 2.4 и пункта 13.1 статьи 427 Кодекса для плательщиков, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15 процентов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, который применяется в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Таким образом, одним из условий применения упомянутого единого пониженного тарифа страховых взносов является отнесение вышеуказанных плательщиков к субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ.

На основании пункта 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ в целях отнесения организаций к субъектам МСП их доход не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов МСП.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельное значение дохода для средних предприятий составляет два миллиарда рублей.

Следовательно, в случае превышения установленного для средних предприятий предельного значения дохода такая организация исключается из единого реестра МСП в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и, соответственно, утрачивает право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором она исключена из единого реестра субъектов МСП.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 227-ФЗ в подпункт 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, предусматривающие увеличение до трех миллиардов рублей суммы доходов организации общественного питания для получения освобождения от НДС, не касаются применения пониженных тарифов страховых взносов, так как такие организации не являются субъектами МСП.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

22 октября

Сегодня для бухгалтера

Календарь публикаций

Октябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x