
Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/60880 от 23.06.2025
Льготы для организаций - резидентов ОЭЗ и налогоплательщиков - участников СПИК объединить не получится
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациями - резидентами ОЭЗ и налогоплательщиками - участниками СПИК.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу совмещения преференциальных налоговых режимов в части налога на прибыль организаций, предусмотренных для организаций - резидентов особых экономических зон (далее - ОЭЗ) и налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК), и сообщает следующее.
В целях Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиком - участником СПИК признается лицо, являющееся стороной СПИК, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», если другой стороной этого контракта является также Российская Федерация (пункт 1 статьи 25.16 Кодекса).
Таким образом, заключение СПИК регулируется вышеуказанным Федеральным законом № 488-ФЗ.
При этом пунктом 1 статьи 25.16 Кодекса установлены требования, которые должен выполнять налогоплательщик - участник СПИК. В частности, он не может быть резидентом ОЭЗ любого типа.
Следовательно, в случае если организацией - резидентом ОЭЗ заключен СПИК, для целей Кодекса данный налогоплательщик не является налогоплательщиком - участником СПИК и он не вправе применять, в частности, пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные для налогоплательщиков - участников СПИК.
Касательно применения налогоплательщиком налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу отмечаем, что в случае получения организацией статуса резидента ОЭЗ организация имеет право на применение ряда налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу.
Так, в соответствии с пунктом 17 статьи 381 Кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 Кодекса, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Таким образом, для применения указанной налоговой льготы по налогу на имущество организаций организация должна быть включена в реестр резидентов ОЭЗ, имущество данной организации должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, использоваться в рамках соглашения ОЭЗ и располагаться на территории ОЭЗ, при условии, что с момента принятия на баланс имущества прошло не более десяти лет.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 395 Кодекса освобождаются от обложения земельным налогом организации - резиденты ОЭЗ, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 395 Кодекса, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Таким образом, для применения указанной налоговой льготы по земельному налогу необходимо соблюдение совокупности следующих условий: организация должна иметь статус резидента ОЭЗ; земельный участок должен принадлежать такой организации на праве собственности; земельный участок должен располагаться на территории ОЭЗ.
Иных условий применения налоговых льгот резидентами ОЭЗ по налогу на имущество организаций и земельному налогу Кодексом не предусмотрено.
Льготы по этим налогам для участников СПИК Кодексом не установлены.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
